USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
62939.90$
-853.600

Вопрос введения СНР для фермерских хозяйств прорабатывают в Казахстане

Его могут включить в новый Налоговый кодекс

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Режим СНР для крестьянских и фермерских хозяйств прорабатывают в Казахстане, сообщил в ответе на депутатский запрос министр национальной экономики РК Нурлан Байбазаров, передает центр деловой информации Kapital.kz.

«В настоящее время в рамках исполнения поручений, озвученных в Послании главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2022 года, проводится работа по подготовке нового Налогового кодекса, в том числе по реформированию СНР для субъектов малого и среднего бизнеса. Так, на сегодняшний день прорабатываются следующие подходы: - режим для самозанятых - единый совокупный платеж (объединение СНР по патенту и СНР с использованием мобильного приложения); - режим для крестьянских и фермерских хозяйств», - говорится в ответе главы Миннацэкономики.

При этом он отметил, что подходы по совершенствованию СНР на основе патента на данный момент формируются.

«Предоставить ответ по увеличению пороговых значений годового дохода по патенту и разрешению нанимать до пяти работников полагаем преждевременным. Результаты проведенной работы найдут свое отражение в тексте нового Налогового кодекса», - заверил министр.

СНР на основе патента введен для субъектов малого и среднего бизнеса с целью снижения административной нагрузки на бизнес и упрощения ведения налогового учета. Данный режим предусмотрен для предпринимателей с небольшими оборотами (3 528 МРП или 13 млн тенге) и без наемных работников.

Стоимость патента оплачивается до начала налогового периода. Планируемую сумму дохода на предстоящий период действия патента определяет сам налогоплательщик. В патенте ставка индивидуального подоходного налога составляет всего 1%, социальный налог не уплачивается.

Суть данного режима заключается в том, что налогоплательщик «работает» сам, без работников. При этом в случае «расширения» деятельности он переходит на другой уровень и применяет другие СНР. Право выбора режима налогообложения закреплено за самим налогоплательщиком.

Напомним, на расширенном заседании правительства в феврале глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил, что повышение НДС с 12 до 16% не будет панацеей. «Повышение НДС с 12 до 16 процентов – это не панацея, в реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность. Эксперты обоснованно утверждают, что повышение НДС может увеличить уровень инфляции и долю теневой экономики, снизить инвестиционную привлекательность страны. Предыдущее Правительство парировало такие аргументы доводами о дополнительных поступлениях в бюджет, которые заменят трансферты из Национального фонда. Приходится констатировать, что пока работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует моим ожиданиям как Главы государства», - заявил глава государства. 

Президент обозначил, что в реформировании Налогового кодекса должны принимать участие экономисты, финансисты, бизнесмены. То есть речь должна идти не исключительно о пополнении бюджета, но и улучшении системы сбора налогов и снижении уровня теневой экономики.

Позже премьер-министр Олжас Бектенов заявил, что в Казахстане не будут повышать ставку налога на добавленную стоимость.

«Глава государства на расширенном заседании отметил, что в прошлом году министерством финансов не возвращен НДС бизнесу на сумму порядка 600 млрд тенге. Одновременно с этим авансировали бюджет 2024 года для финансирования неотложных расходов. Это результаты неправильного планирования. План по доходам на 2023 год был завышен», - пояснил он, подчеркнув, что такая практика не должна повториться.

Кроме того, президент на расширенном заседании раскритиковал правительство за невыполнение поручения о сокращении налоговых преференций на 20%.

«Правительству предстоит выработать прозрачные и конкретные правила получения налоговых льгот. По оценкам министерства финансов, ежегодный объем недополученных налогов по предоставленным льготам в среднем составляет около 7 трлн тенге. При этом мое поручение о сокращении налоговых преференций на 20% до сих пор не исполнено, даже подходы к решению проблемы не разработаны», - отметил он.

До логического конца не доведено и внедрение единого платежа с фонда оплаты труда для микро- и малого предпринимательства.

«Данная норма работает уже год, все уполномоченные органы успешно отчитались, а бизнес как платил по отдельности налоги и взносы во внебюджетные фонды, так и продолжает это делать. С другой стороны, необходимо серьезно подойти к решению вопроса акцентированной поддержки среднего бизнеса», - уточнил президент.

Он подчеркнул, что не решены вопросы искусственного дробления бизнеса, методологии категоризации субъектов предпринимательства, приоритетного доступа к госзакупкам и мерам господдержки.

«Нужно снизить административный прессинг, в том числе через применение принципа регуляторной гильотины. В общем, необходимы качественные изменения в этой сфере», - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Национальная палата в этой связи озвучила инициативы по кардинальному реформированию системы взаимоотношений между налогоплательщиком и государством через проведение всеобщей налоговой реформы. Реформу в НПП предложили реализовать путем введения трех режимов исходя из размерности бизнес-субъекта.

Таким образом, структура экономики будет формироваться по принципу укрупнения бизнеса начиная от самозанятых лиц с простейшим способом исполнения налоговых обязательств, с переходом до уровня МСБ и последующим шагом до уровня крупного бизнеса. Результатом реформы должны стать упрощение процедур и установление минимальной нагрузки для МСБ, простые способы уплаты налогов и легализация бизнеса. Для крупного бизнеса, включая субъектов финансового сектора, недропользователей, предлагается сохранить текущий режим налогообложения, предусмотрев для них универсальные стимулы для инвестиций в основной капитал и создания высокой добавленной стоимости. В то же время субъекты среднего бизнеса получат вариативность уплаты налогов и устранение барьеров для укрупнения.

Говоря о налоговой реформе, Тимур Жаркенов подчеркнул важность вопроса регистрации в качестве плательщика НДС. «Предлагаем предусмотреть налоговые режимы, чтобы порог по НДС их не касался. Это субъекты бизнеса с оборотами до 15 млрд тенге. Это означает, что государство сфокусируется действительно на крупном бизнесе. Если бизнес крупный, его обороты приближаются к этой отметке, то его будет достаточно ограниченное количество, и соответственно государство сможет его выявить, идентифицировать и обеспечить, чтобы крупный бизнес платил НДС как положено. Это могло бы обеспечить пополнение бюджета, но с другой стороны значительно бы упростило для бизнеса уплату налогов», - уточнил зампред Нацпалаты.

Следующий актуальный вопрос для бизнеса – это нагрузка на фонд оплаты труда. На текущий момент нагрузка на ФОТ достигает 38-40%. «Приведу пример ключевой нагрузки: чтобы оплатить работнику «на руки» 100 тыс. тенге, предпринимателю необходимо порядка 40 тыс. тенге дополнительно оплатить в те или иные фонды. В итоге это достаточно большая нагрузка, что и стимулирует развитие «теневого» рынка по труду», - сказал Тимур Жаркенов.

Необходимость реформирования платежей по ФОТ обусловлена не только значительным количеством самих платежей, но и наличием «собственной» базы и пределами для исчисления по каждому платежу.

«На текущий момент проблема не только в самом размере этих оплат, а в том, что их крайне сложно рассчитать. На каждый из видов платежей необходимы отдельные суммы, отдельный платежный документ. То есть необходимо вести целую бухгалтерию, что для бизнеса, естественно, сложно. Поэтому, первое – предлагаем унифицировать базу для исчислений. Второе – есть консенсусное мнение бизнеса о готовности отчислять во всем фонды 20%», - пояснил Тимур Жаркенов.

Еще одним важным моментом является то, чтобы отчисления осуществлялись в одну организацию единым платежом. Например, государство через «Правительство для граждан» само расщепляло все поступившие суммы. Это значительно улучшит как администрирование со стороны государства, а также поможет выведению бизнеса в «белое поле», добавил спикер.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.