USD
443.35₸
EUR
475.54₸
RUB
4.82₸
BRENT
88.97$
+0.200
BTC
63578.70$
+350.500

Как искусственный интеллект применяется в скоринге

Основатель стартапа Zypl.ai Азизджон Азими рассказал об уникальности проекта, инвестициях и масштабировании на международный рынок

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

В октябре 2023 года стартап из Таджикистана победил в номинации AI Startup of the Year (AI или artificial intelligence – искусственный интеллект) на Digital Bridge Awards 2023. Основной темой форума в этом году стало обсуждение роли искусственного интеллекта (ИИ) в современном мире. Главный продукт стартапа Zypl.ai – скоринговая модель на основе ИИ. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz основатель Zypl.ai Азизджон Азими рассказал о том, как возникла идея создания стартапа, сколько в него было вложено средств, в какие страны компания масштабируется сегодня и какие дополнительные продукты планирует запустить.

- Азизджон, расскажите краткую историю своего стартапа. Как, когда и почему пришла идея его создать и когда именно он был запущен?

- Я всегда называю нас accidental, то есть «случайный» стартап, потому что мы возникли незапланированно. Начну с предыстории: я окончил совместную программу магистратуры Гарвардского и Стэнфордского университетов. В Гарварде – магистратуру в области государственного управления в школе Кеннеди, в Стэнфорде – MBA. Во время учебы я уже руководил некоммерческой образовательной организацией tajrupt. Благодаря этому проекту в 2018 году я вошел в список американского Forbes в категории социальных предпринимателей «30 до 30» в регионе Азии. Это был мой первый опыт в качестве фаундера (основателя – Ред.). В Стэнфорде я начал интересоваться технологиями, потому что ими невозможно не интересоваться, если вы рядом с Кремниевой долиной (улыбается).

Я заметил, что ребята, проходившие обучение в tajrupt, обладают фундаментальными техническими навыками. У нас в Центральной Азии общее прошлое: советская школа славилась хорошими техническими навыками, но плохим критическим мышлением. Мы задумались об открытии образовательного центра именно по части искусственного интеллекта. Уже тогда, в 2018-2019 годы, мы понимали, что AI – это горизонт самых передовых технологий, и пришли с этой идеей к Исламскому банку развития. Они выделили нам грант в 150 тыс. долларов. И в конце 2019 года мы открыли tajrupt.ai, академию ИИ при tajrupt.

Как искусственный интеллект применяется в скоринге 2529039 - Kapital.kz

В конце 2020 года я решил вернуться в Таджикистан, потому что видел, что у tajrupt.ai есть потенциал. Наши выпускники – школьники 9-10 классов – создавали алгоритмы машинного обучения для банковского сектора, системы распознавания лиц и определения классификации клиентов банка. Когда ребята завершали нашу программу, мы устраивали их в качестве стажеров в местные банки и телеком-компании, в которых на тот момент еще не было ML-кейсов (ML или machine learning – машинное обучение). Тогда мы решили, что нужно запустить исследовательский кейс внедрения ML, чтобы банки могли брать наших ребят на работу уже по целевому направлению. Банки-партнеры, которые трудоустраивали наших выпускников, подсказали нам, что скоринг – это актуальная тема.

К середине 2021 года у нас уже был первый успешный кейс внедрения ML в скоринге, и мы видели, что можно коммерциализировать это направление. Местные банки в Таджикистане очень позитивно отнеслись к нашему SaaS-решению (software as a service – программное обеспечение как услуга с англ.), потому что на бэктестах мы показывали высокий коэффициент Gini – по нему определяется точность скоринговых моделей. Поэтому мы решили открыть отдельный стартап и зарегистрировали zypl.ai в октябре 2021 года.

- Расскажите подробнее о своем продукте.

- Понятно, что скоринг – это движок всего кредитного конвейера. Чтобы автоматизировать кредитный процесс, вам нужен скоринг. И сегодня подавляющее большинство банков уже имеют скоринговые модели.

Но какую боль банков решает алгоритм zypl.ai? Почему мы считаем себя действительно глобальной компанией? Дело в том, что скоринговые модели обычно строятся на основе исторических данных. В этом случае модели дается установка, что паттерны (шаблоны – Ред.) будущего будут повторять паттерны прошлого. Но в последние несколько лет мы видели беспрецедентные события вроде пандемии, рекордных инфляции и процентных ставок, а также продолжающейся войны в Украине. Все эти события не имели аналогов за последние 10 лет, а данные именно этого периода являются основой скоринговых моделей сегодняшних дней. Соответственно, они не учитывают макрособытия, которые мы называем «черными лебедями».

Как искусственный интеллект применяется в скоринге 2529045 - Kapital.kz

В случае zypl.ai мы генерируем синтетические данные с помощью собственных алгоритмов ИИ, которые делают скоринговые модели устойчивыми к разным макроситуациям. Если в базе данных банка есть определенное количество исторических кредитов, мы синтетически генерируем новые данные, чтобы обогатить обучающую выборку для наших моделей скоринга. Мы включаем прогнозы с учетом разных макросценариев в зависимости от контекста конкретной экономики, но стабильно – с учетом инфляции, базовой ставки, курсов валют и так далее. Таким образом, мы проводим стресс-тестирование алгоритмов ИИ к разным событиям.

В построении скоринга банки обычно убирают «выбросы» (outliers) – чересчур позитивные или негативные сценарии, а мы, наоборот, генерируем «черных лебедей». В конце обязательно проводится out-of-sample (вне выборки – Ред.) тест, чтобы убедиться в добавленной точности от нашего синтетического подхода к скорингу. 

Отмечу, что все кредитные решения, принятые нашими алгоритмами, объяснимы. Мы даем подробную аналитику того, какие факторы и насколько повлияли на финальное решение наших алгоритмов ИИ. Регуляторы часто запрашивают эту информацию у банков.

- А если у клиента банка или микрофинансовой организации (МФО) нет кредитной истории?

- В этом случае мы берем за основу макроданные всего рынка на уровне экономики. У центральных банков по всему миру есть так называемые статистические бюллетени, которые, условно, публикуют общую температуру по больнице. Мы используем эти данные, высчитываем вероятность дефолта заемщика с учетом макроэкономической ситуации и принимаем решение на основе риск-аппетита банка. Вся суть существования нашего скоринга в том, что мы кастомизируемся под банк, то есть работаем по определенному риск-аппетиту каждого отдельного партнера.

Отмечу, что в случае моделей трейдинга, то есть инвестирования, банк проводит так называемый sensitivity analysis (анализ чувствительности с англ. – Ред.) – включает в эти модели прогнозы различных сценариев. Но почему-то в скоринге так никто не делает: все используют только исторические данные. Поэтому мы считаем себя пионерами в этом направлении на глобальной арене. 

- Как вы думаете, почему так происходит в случае скоринга?

- Привычка. Это же обычный status quo bias (отклонение в сторону статус-кво с англ. – Ред.) – в случае скоринга банки привыкли основываться сугубо на исторических данных. Но мы видим, что улучшение Gini-коэффициента на 2-3% может привести к миллионам, а то и десяткам миллионов долларов чистой прибыли, в зависимости от объема портфеля.

Как искусственный интеллект применяется в скоринге 2529054 - Kapital.kz

- Давайте теперь поговорим о вашей клиентской базе.

- На данный момент у нас более 25 банков и МФО, которые платят нам за подписку по использованию нашего софта. У нас гибкая модель ценообразования по подписке либо по запросу. В Центральной Азии мы присутствуем на рынках Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. В регионе MENA (Middle East and Northern Africa – Ближний Восток и Северная Африка с англ.) – в ОАЭ, Иордании, Саудовской Аравии и теперь уже в Египте. На данный момент мы заходим на рынки США, ЕС, Юго-Восточной Азии и Кавказа.

- Каких результатов удалось добиться для клиентов на сегодняшний день?

- Для микрофинансовых организаций (МФО) мы автоматизируем процесс принятия решения по выдаче кредитов и помогаем с переходом на цифровой конвейер кредитования. В крупных банках мы на порядок улучшаем коэффициент Gini и добавляем новые фичи (дополнительные функции – Ред.) вроде прогноза просрочки по кредиту и удаленной идентификации клиентов. В некоторых случаях мы уменьшили пропорцию дефолтов на 30%, а также смогли снизить упущенную выгоду, то есть увеличили кредитный портфель без повышения уровня риска.

Приведу пример Commercial Bank International из ОАЭ – мы показали в рамках POC (proof of concept или проверка концепции – Ред.), что при помощи нашего скоринга они смогли бы на две трети сократить доли просрочек в своем портфеле.

Крупнейшая микрофинансовая организация в Таджикистане Imon International сократила время принятия решения по выдаче микрозаймов офлайн до нескольких минут. До этого такой процесс занимал несколько часов.

- На какую сумму уже были выданы займы с помощью вашего продукта? 

- За два года нашим AI-скорингом было выдано более 50 млн долларов кредитов с кумулятивным default rate в 2%, что ниже традиционных показателей банков. Если просрочка составила более 60 дней кумулятивно, мы относим заем к категории дефолтных в наших внутренних расчетах.

Как искусственный интеллект применяется в скоринге 2529063 - Kapital.kz

- Теперь давайте поговорим об инвестициях. Сколько их удалось привлечь на сегодняшний день?

- В прошлом году в рамках pre-seed раунда мы привлекли 1,7 млн долларов от венчурных инвесторов и бизнес-ангелов. При этом наша оценка поднялась с 6 до 10 млн долларов, потому что у нас произошел oversubscription – была конкуренция среди инвесторов в результате повышенного спроса. Нашими крупными инвесторами являются чешский фонд Presto Ventures, казахстанский Tumar Venture Fund, а также знаменитый ангельский инвестор Дэвид Халперт, в портфеле которого пять единорогов (стартапов с оценкой от 1 млрд долларов – Ред.).

В данный момент Zypl.ai оценивается в 25 млн долларов. Сейчас мы успешно закрываем бридж-раунд на 1,25 млн долларов – скоро мы об этом объявим. Ведущим инвестором выступает Commercial Bank International из ОАЭ, один из самых инновационных банков региона MENA.

Продажи нашего софта стартовали в марте 2022 года и 18 месяцев спустя достигли заветного бенчмарка в 1 млн долларов ARR (annual recurring revenue – регулярная годовая выручка) – ключевой метрики для SaaS. Это и объясняет быстрый рост оценки Zypl.ai.

Два года назад нас было четверо: три ML-инженера и я. Сейчас в нашей команде 45 человек, и в основном это ML-инженеры. Все это время я придерживался политики того, что я, как фаундер, должен заниматься продажами сам. Мы прошли путь с нуля до 1 млн долларов ARR без команды по продажам. В этом месяце я благополучно «сдам вахту», и мы будем нанимать sales-команду.

Мы также начинаем работать с дистрибьюторами – на рынок Европы планируем выходить с одной из компаний «большой четверки». Сейчас мы проводим онбординг (процесс ознакомления клиента с продуктом – Ред.) уже глобальных финансовых организаций из числа ста крупнейших банков мира.

Я в первую очередь благодарю Silkway Accelerator от Google for Startups и Astana Hub. После прохождения этой программы год назад у нас пошел очень быстрый трекшн (показатели прогресса стартапа – Ред.). Мы поняли, что нужно двигаться в сторону региона MENA – в середине текущего года я переехал в Дубай, и это было правильным решением.

- В каких акселерационных программах вы участвуете сейчас?

- В какой-то момент мы поняли, что один из лучших способов заходить на новый рынок – это стать частью какого-то ведущего локального акселератора. Сейчас мы параллельно проходим две акселерационные программы: в Саудовской Аравии это Misk Accelerator – совместная программа Фонда Наследного принца Мухаммеда ибн Салмана и американского Plug & Play, в ОАЭ – DIFC FinTech Hive, ведущего финтех-акселератора региона. Также скоро мы начинаем участвовать в финтех-акселераторе иорданского банка Ahli Bank, нашего инвестора и стратегического партнера.

- SaaS-продукты обычно имеют достаточно высокую маржинальность. На какую маржу вы рассчитываете?

- Да, в SaaS-компаниях (software as a service – программное обеспечение как услуга с англ.) целевая маржинальность – 80%. Мы находимся вблизи точки безубыточности (доходы полностью покрывают расходы – Ред.) с ARR в 1 млн долларов и командой в 45 человек. Наш runway – период, на который нам хватит полученных от инвесторов денег – равняется 4 годам, и это в разы больше показателя среднего стартапа. Поэтому с финансовой точки зрения у нас очень хороший фундамент.

Как искусственный интеллект применяется в скоринге 2529075 - Kapital.kz

- Какие новые SaaS-продукты вы планируете запустить в ближайшее время?

- Наше SaaS-решение по AI-скорингу на основе синтетических данных – это сердце нашей компании. Но дело в том, что мы хотим выстроить экосистему вокруг этого продукта путем применения скоринга на практике.

Первый дополнительный продукт – гарантийное кредитование. Есть категория клиентов, которым наш скоринг хронически отказывает из-за консервативного риск-аппетита нашего банка-клиента, несмотря на позитивную оценку кредитоспособности клиента нашими алгоритмами ИИ. Например, это люди с ограниченной кредитной историей или неформальным доходом. В этом случае мы предлагаем банку выдать клиенту кредит под нашу гарантию частичного покрытия кредитного риска. 

Если клиент погашает платежи вовремя, банк платит нам за гарантию, а клиент – за сервис, потому что без нашего инструмента ему бы отказали в кредите. По факту мы являемся поручителем заемщика. Если он платит вовремя, мы делим маржу с банком, а если уходит в просрочку – делим с банком кредитный риск, покрывая половину остатка основного долга. В ближайшее время мы планируем внедрить этот продукт на рынках Иордании, Казахстана, ОАЭ и Таджикистана.

Касательно второго дополнительного продукта, совместно с нашим стратегическим партнером – необанком Planet9 – мы сейчас внедряем модель так называемого remittance-based financing, то есть финансирования на основе денежных переводов. В мире каждый год совершаются денежные переводы более чем на 600 млрд долларов, в то время как только из ОАЭ и Саудовской Аравии ежегодно переводят около 90 млрд долларов.

Предположим, мигранту в Дубае срочно понадобился кредит в этом месяце, чтобы отправить деньги семье в другую страну. Банки в ОАЭ и Саудовской Аравии очень консервативные: если зарплата человека составляет менее 1500 долларов, он не может открывать банковские счета – у определенного сегмента мигрантов их нет. И они отправляют деньги не через банки, а через организации наподобие Western Union, что, по моему мнению, является пережитком прошлого. Необанк Planet9, используя нашу скоринговую модель, выдает кредит не наличностью, а в виде перевода в страну назначения по модели send now pay later. Далее заемщик расплачивается с Planet9 в течение трех месяцев.

Мы планируем выйти с этим продуктом на рынки США и Евросоюза, потому что там самая острая нужда в плане финансирования мигрантов. Сейчас мы как раз выходим на рынок Гватемалы, чтобы получить доступ к базе данных переводов со стороны получателей. Ежегодно в эту страну с населением в 11 млн человек совершаются денежные переводы на 18 млрд долларов, потому что мигранты в США отправляют деньги домой.

- С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы?

- Одна из сложностей связана с организационными вопросами при работе с финансовыми учреждениями. Это может быть смена руководства банка или какой-то переходный период. Поэтому мы должны всегда подстраиваться под бюджетные и организационные циклы финансовых учреждений. Это особенно чувствуется в Центральной Азии (улыбается). Кроме того, в нашем регионе не очень развита SaaS-культура. Поэтому не хватает кадров, которые могли бы создавать и вести SaaS-продукты.

- Благоприятные ли условия в Казахстане и в целом в Центральной Азии для развития стартапов?

- Я думаю, что Astana Hub сделал для развития экосистемы стартапов в Центральной Азии больше, чем любая другая организация в нашем регионе. Казахстан был нашим первым мостом на глобальные рынки. И я думаю, что таких возможностей, которые есть у стартапов в Казахстане, нет нигде в нашем регионе.

- Поздравляю еще раз с победой в номинации AI Startup of the Year на Digital Bridge Awards 2023! Как вы думаете, что именно помогло вам ее выиграть?

- Думаю, нам помог выход на новые рынки региона MENA, где мы показали быстрый трекшн. Это был хороший сигнал, что мы движемся в правильном направлении. Я всегда советую своим друзьям-стартаперам выходить за пределы Центральной Азии. Ведь на иностранных рынках можно заработать больше, приложив те же усилия при разработке продукта.

Другой ключевой фактор – мы пишем свой генератор синтетических данных: не используем просто открытые коды ИИ, а делаем реальный deeptech (глубокотехнологичный с англ. – Ред.) AI-продукт сами. На мой взгляд, эти два фактора и сыграли главную роль в нашей победе.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.