USD
443.44₸
EUR
480.51₸
RUB
4.88₸
BRENT
83.50$
-0.110
BTC
67442.60$
+1099.300

Земельная мозаика: оформление участков при сносе ветхого жилья

Правовые реалии и регуляция

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

В последнее десятилетие в крупных городах Казахстана развернулся бум жилищного строительства. Однако, в отличие от Астаны, Алматы ограничен в строительных площадках ввиду горного рельефа, наличия тектонических разломов, а также сложившейся исторической застройки.

Конечно, есть перспектива застройки на присоединенных территориях и окраинах города. Также застройщики активно ведут строительство на месте бывших заводов и комбинатов, на оформленных в докризисный период (до 2008 года) участках, которые долгое время пустовали. Однако и эти участки уже практически застроены, и таких мест остается все меньше.

Более того, из-за хаотичной и точечной, плотной и высокоэтажной застройки, которая не всегда соответствовала Генеральному плану развития города, возник ряд проблем с наличием свободных энергетических мощностей, образованием плотного трафика вокруг больших жилых комплексов, нехватки мест в школах и детских садах.

Ввиду этого, администрация города уже анонсировала, что в последующем объем нового строительства будет снижен. Помимо ранее принятых ограничений (выше проспекта Аль-Фараби не более трех этажей, выше проспекта Абая – для жилых домов – не более девяти этажей), этажность должна снижаться.

В центре города имеются как небольшие, так и крупные островки частного сектора, на которых, согласно генеральному плану, предусмотрено строительство административных центров и многоэтажного жилья.

И если для акимата не имеется достаточной сложности в выкупе такого имущества ввиду наличия механизма выкупа для государственных нужд как по договорам, так и по решению суда (ст.84 Земельного кодекса РК, Закон РК «О государственном имуществе»), то частные инвесторы и застройщики не могут перенести вопрос о выкупе частной собственности в судебные органы и вынуждены договариваться с каждым собственником жилого дома и земельного участка индивидуально. Кроме того, при изменении целевого назначения земельных участков ИЖС на коммерческие цели стоимость выплаты, с учетом квартального оформления территории, является значительной, что в конечном итоге, в совокупности, влияет на стоимость квадратного метра жилья.

Одним из решений является строительство на месте ветхих двухэтажных жилых домов (реновация), которых в Алматы остается еще большое количество. Такие объекты кондоминиума есть практически во всех районах города, особенно их много в Бостандыкском, Жетысуском и Турксибском районах. Некоторые застройщики уже реализуют данный механизм, выкупая квартиры в таких домах и строя на их месте новые жилые комплексы. Однако не все инвесторы предпочитают такой тип застройки, ввиду также проблем с выкупом, финансовой нерентабельностью и большими рисками, связанными с чрезмерными аппетитами собственников помещений, несмотря на то что помещения эти находятся в домах, построенных в середине ХХ века и уже непригодны для проживания (изношенные перекрытия, коммуникации и т.д.).

Однако, если опустить вопрос переговоров с жильцами (там имеются разные варианты - от выкупа до переселения в квартиры в будущих домах, планируемых к возведению на месте ветхого жилья), то перспективность строительства в таких районах заключается в больших территориях свободных земель, малоэтажности ветхих домов, соответственно небольшого количества выкупаемых помещений, а также отсутствия необходимости выкупа земельных участков (за исключением коммерческих помещений), что значительно может удешевить вложения и себестоимость квадратного метра нового жилья.

После выкупа жилых и нежилых помещений, до получения разрешения на строительство и непосредственно самого начала строительства, в соответствии с законодательством необходимо оформить право на землю под выкупленными домами и на прилегающей территории.

Механизм такого оформления заключается в следующем. В соответствии со ст. 48 Земельного кодекса Республики Казахстан предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (аукционах).

При этом в пункте 1 указанной статьи предусмотрено 25 исключений, одним из которых (подпункт 5) является предоставление участков физическим и юридическим лицам для строительства зданий (строений, сооружений) и их инженерно-коммуникационных сетей на территории, где ранее ими проведены изыскательские работы для целей строительства в соответствии со статьей 71 настоящего кодекса, при условии, если ими выкуплены права на земельные участки, которые ранее принадлежали третьим лицам, в пределах планируемой застройки в соответствии с проектом детальной планировки.

То есть застройщику для реализации плана нового строительства на месте ветхого жилья первоначально необходимо получить постановление акимата о разрешении на проведение изыскательских работ. Затем произвести выкуп объектов в пределах отведенных для изыскательских работ границ, оформить соответствующее право на землю (путем направления заявления в акимат), и уже потом приступить к получению разрешительной документации, а впоследствии – к строительству.

Статьей 71 Земельного кодекса определены нормы использования земельных участков для изыскательских работ.

Согласно пункту 1 указанной статьи? физические и юридические лица, осуществляющие геологические, геофизические, поисковые, геодезические, почвенные, геоботанические, землеустроительные, археологические, проектные и другие изыскательские работы, могут проводить эти работы без изъятия земельных участков у частных собственников или землепользователей.

При этом изыскательские работы для целей строительства проводятся на землях, находящихся в государственной собственности, без предоставления права на земельный участок, при условии соответствия проектируемого объекта строительства градостроительным проектам (генеральный план, проекты детальной планировки и застройки), утвержденным в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Однако позиция уполномоченного органа по контролю за охраной и использованием земель заключается в том, что в населенных пунктах (в частности, в городах республиканского значения, столице) выдача разрешения на изыскательские работы для целей строительства не предусмотрена, и соответствующие акиматы не вправе применять такого рода схемы отвода земельных участков (без конкурса).

При этом пп.5 п.1 ст.48 Земельного кодекса при указании о возможности оформления земельного участка без конкурса после проведения изыскательских работ не подразделяет такой порядок на отдельные административно-территориальные единицы.

То есть в данном пункте не указано, какого значения и подчинения местный исполнительный орган вправе его применять, что указывает на возможность его применения всеми акиматами, независимо от того, имеет ли он районное, областное или республиканское значение.

Кроме того, в соответствии со ст. 1, пп.1 ст. 2 Закона РК «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» в систему административно-территориального устройства Республики Казахстан входят административно-территориальные единицы: село, поселок, сельский округ, район в городе, город, район, область. К городским населенным пунктам относятся города республиканского, областного и районного значения, а также поселки, находящиеся на территории их административной подчиненности.

К тому же следует отметить, что реализация программы реновации ветхого жилья через получение застройщиками разрешения на изыскательские работы является практически единственным рабочим и законным механизмом оформления земельных участков вне конкурсов.

Так как, если следовать логике уполномоченного органа по контролю за использованием и охраной земель, оставшимся вариантом остается проведение конкурса. Однако же, если застройщик выкупит все объекты на планируемом к строительству участке, то для него возникают огромные риски для участия в открытом конкурсе, и в конечном итоге инвестиционный проект станет финансово не привлекательным, а также влекущим огромные убытки по выкупу недвижимого имущества у собственников порой по завышенной стоимости. То есть ветхое жилье так и останется дальше ветшать, а городская администрация не сможет найти инвестора для реновации жилого и коммерческого фонда.

Таким образом, предлагаемый в данной статье механизм оформления земельных участков для строительства объектов через получение разрешения на проведение изыскательских работ при выкупе застройщиком на отведенной территории объектов является наиболее приемлемым законным вариантом.

Автор: юрист ТОО «Юридическая фирма «GRATA» Гани Сагимбеков

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.