Грузовики-беспилотники выходят на дорогу

В мире 19.09.2016 08:16

Инженеры считают, что автономные грузовики найдут широкое применение раньше, чем легковые

С каждым годом интерес к беспилотным технологиям как со стороны разработчиков программного обеспечения, так и мировых автогигантов только возрастает. Производители авто, IT-разработчики тратят огромные средства на создание, внедрение и испытание автономных технологий не только в сегменте легковых, но и грузовых машин.

Так, экс-сотрудники Apple, Google, Tesla создали стартап-компанию Otto, базирующуюся в Сан-Франциско, США. Она предлагает технологию переоснащения грузовых авто под системы автоуправления без участия водителя. Целью компании Otto является уменьшение числа ДТП с участием водителей, уставших после продолжительного трудового дня. Причем инженеры финансируют разработки из собственных средств, считая что автономные грузовые авто найдут широкое применение раньше, чем легковые.

Кстати, в числе сотрудников Otto – Энтони Левандовски, принимавший участие в создании первого беспилотника компании Google. Конечно, сначала беспилотные технологии в грузовиках будут применять при движении по автомагистралям. Но в будущем основатели Otto хотят довести технологию до такого состояния, при котором система будет полностью и безопасно управлять машиной, а водитель сможет полноценно отдохнуть или поспать. В комплект для переоснащения грузовой машины войдут радар, камеры, лидар – оптическая система сбора информации об удаленных объектах. Данная аппаратура позволит машине двигаться в одном ряду, держать дистанцию, сохранять заданную скорость, тормозить и останавливаться. Пока информации о стоимости нет. Однако, по расчетам создателей Otto, переоснащение существующих грузовиков обойдется намного дешевле, чем их производство с нуля.

В интервью сайту BackChannel еще один основатель Otto Лайор Рон, руководивший разработками Google Maps, сообщил, что компания уже провела несколько испытаний переоснащенного грузовика Volvo.

«Мы поездили по дорогам Калифорнии и за ее пределами для тестирования сенсоров. При этом мы ездили с водителем для страховки, но он сидел на заднем сиденье, а машина ехала сама. Пару миль мы проехали и вовсе без водителя», – рассказал он.

В 2016 году в рамках мероприятия European Truck Platooning Challenge были успешно проведены испытания колонны полуавтономных грузовиков. Его инициатором выступило Министерство инфраструктуры и окружающей среды Нидерландов. В конце марта несколько колонн беспилотных грузовиков пересекли Европу, преодолев почти 2,1 тыс. км. Выехавшие несколькими группами из Бельгии, Германии и Швеции грузовики завершили свой маршрут 6 апреля в Роттердаме. Водитель головного авто задавал маршрут и скорость, а беспилотные машины шести разных производителей следовали за ним на большие расстояния в автоматическом режиме, связываясь друг с другом по Wi-Fi.

Беспилотные грузовые колонны, по мнению организаторов испытаний, имеют ряд преимуществ перед грузовиками, управляемыми людьми. Например, беспилотники могут идти более плотным строем, не создавая помех для других участников движения, доставлять грузы быстрее и безопаснее. К тому же автомобили, управляемые компьютером, оптимально потребляют топливо, что выгодно с точки зрения экономии средств на горючее.

Российский автомобильный завод «КАМАЗ» также к 2025 году планирует выпустить на дороги свой беспилотный грузовик. Суммарные затраты на разработку и производство автономных «КАМАЗов» оцениваются в 18 млрд рублей. Проект создания беспилотного автомобиля под названием «Авторобот» предполагает три направления – SmartPilot, AirPilot, RoboPilot.

Направление SmartPilot – это создание умных помощников для водителя, которые могут помочь ему вовремя затормозить, вдобавок система может осуществлять адаптивный круиз-контроль, поддерживая скорость в зависимости от впереди идущей машины.

AirPilot-направление – создание авто с дистанционным управлением. Такая функция может быть полезна в чрезвычайных и аварийных ситуациях, на промышленных объектах.

И наконец, система RoboPilot предусматривает полностью автономную работу, без водителя или в режиме автопилота. Автомобиль сможет сам прокладывать путь по заданным координатам или двигаться по фиксированному маршруту.

Работы над первым коммерческим беспилотником ведутся совместно с российскими партнерами – компанией Cognitive Technologies, отвечающей за программную часть – написание алгоритмов распознавания видеоизображения и ОАО «ВИСТ Групп» (аппаратная часть) – создание искусственного интеллекта, подборка аппаратуры (видеокамеры, радары, датчики скоростей, контроллеры, системы навигации) и их интеграция с системами автомобиля.

По словам Сергея Назаренко, главного конструктора по инновационным продуктам научно-технического центра «КАМАЗ», умные помощники направления SmartPilot реализуемы в течение 2-4 лет, дистанционное управление AirPilot – в течение 5 лет, а полностью автономная система RoboPilot – в течение 10 лет. В любом случае машины-роботы будут выпущены на дороги только после многолетних испытаний. Компания поставила перед собой задачу, чтобы автороботы серийного производства стоили максимум вдвое дороже обычного авто.

«К 2025-2027 годам мы сможем создать беспилотник для выпуска на дороги общего пользования, который будет иметь степень безопасности большую, чем если бы машиной управлял человек», – говорит Сергей Назаренко.

По мнению главного конструктора, основная сложность в создании беспилотника заключается в том, что его нужно обучить поведению в различных дорожных ситуациях. Учитывая, что планируемая скорость авторобота 80-90 км/ч, то скорость принятия решения должна быть довольно стремительной – менее 0,1 секунды.

Первый беспилотник «КАМАЗ» успешно прошел испытания в Подмосковье летом прошлого года. На серийный «КАМАЗ-5350» были установлены системы для автономного движения – радары, лидар, бортовые компьютеры, системы связи, видеокамеры. Автомобиль управляется с помощью мобильного пункта дистанционного управления – джойстика. Авторобот самостоятельно двигался по заданному маршруту, распознавал участников дорожного движения, опознавал знаки. К тому же машина четко двигалась в колонне, соблюдая дистанцию и объезжая препятствия.

«Мы рассчитываем, что подойдем к серийному производству к 2025 году. На внутренних дорогах, в тестовом режиме у себя на «КАМАЗе», в наших планах было запустить автомобиль в 2018 году», – отметил Сергей Когогин, генеральный директор автоконцерна.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Загрузка...
Перейти на полную версию сайта