USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
BTC
70102.10$
-744.500

Экономика баз данных для умного Актобе

Для перехода к полной цифровизации может потребоваться 20 лет, считают в региональном Управлении информатизации и внешних связей

Share
Share
Share
Tweet
Share
Экономика баз данных для умного Актобе- Kapital.kz

Как проходит диджитализация в Актюбинской области, почему необходимо переходить на безналичный расчет и что поможет искоренить коррупцию – в интервью корреспонденту еженедельника «Капитал.kz» рассказал руководитель Управления информатизации и внешних связей Актюбинской области Сергей Беккер.

– Сергей, что такое эталонные стандарты умных городов?

– Программа «Цифровой Казахстан», принятая чуть больше года назад. Она разрабатывалась в АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде». В акционерном обществе занимаются разработкой программ развития. В этом документе указано, что города нужно делать умными, пашни – интеллектуальными и так далее. Промышленность и сельское хозяйство должны стать более эффективными. У нас КПД труда по сравнению с развитыми европейскими странами в несколько раз ниже. То есть у нас есть образец к чему стремиться.

– Подобные программы разработаны во многих странах. Наша адаптирована непосредственно под условия Казахстана?

– Конечно. Совсем недавно появился еще один основополагающий документ, выпущенный в качестве рекомендации министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, возглавляемым Аскаром Жумагалиевым. Он называется «Эталонный стандарт умных городов РК». Суть его заключается в том, что мы, как страна, так и каждый отдельно взятый регион, например, Актюбинская область, переходим к экономике баз данных. Цифры стали необходимы для более правильного управления сферами жизни и принятия необходимого и адекватного управленческого решения.

Людей много, цифр и информации тоже много. Необходимо создание базы данных регионального масштаба в каждой области РК (городах республиканского значения). Давайте пока поговорим о нашей области. В облаке, то есть виртуальном пространстве, должна появиться база данных. Физически это может находиться на нескольких серверах, взаимосвязанных по определенным каналам связи, зарезервированных, чтобы ничего не пропало. Это децентрализованная, но взаимосвязанная защищенная система. Вся информация не находится в одном хранилище. То есть создается региональный центр обработки данных. Мы предполагаем, что это будет здание EXPO-2017 (энергоэффективности) в жилом комплексе «Нур-Актобе».

– Мы уже пришли, приходим к электронному формату или все же пока есть альтернатива?

– Альтернатива существует всегда. На сегодняшний день, пока не сменится целое поколение и не пройдет лет двадцать, будет переходной этап. Например, мы с вами, люди более старшего возраста, не так активно используем цифровые технологии. Есть еще более старшее поколение, которое вообще далеко от цифровых технологий. А молодежь практически с пеленок ими пользуется и не понимает, как вообще раньше без этого жили.

– В эталонном стандарте прописаны инициативы. Можно подробнее о некоторых из них? Например, о здравоохранении.

– В здравоохранении одной из главных инициатив является внедрение медицинской информационной системы (МИС). В области применяются три медицинские информационные системы: ИС «Даму Мед», ИС «Авиценна», ИС «Казмединформ», внедрение которых проведено в 2017 году. Следует отметить, что существуют проблемы по трудоемкости процесса: из-за отсутствия полноценного функционирования систем продолжается использование бумажных форм; функции МИС дублируются, и это приводит к двойным затратам на обслуживание (например, систем и терминалов на электронную постановку в очередь).

Отдельные проекты – электронный паспорт здоровья, система архивации и передачи изображений, лабораторные информационные системы. То есть не надо будет ходить с фотографиями грудной клетки, со справкой с результатами анализов и так далее. Вся эта информация должна находиться в вашей электронной медицинской карте, и это было бы видно в любом медицинском учреждении на всей территории Казахстана. Но сейчас мы на том этапе, когда необходимо, чтобы система работала хотя бы на региональных и городских уровнях, чтобы не носить медкарту по всем больницам населенного пункта.

Но существуют и проблемы в этой сфере. В области не решены основные задачи цифровизации, такие как переход на безбумажный документооборот, внедрение принципа однократного ввода и многократного использования медицинских данных, внедрение телемедицины, автоматизированного учета и контроля оказанных медицинских услуг и медикаментов, экономии финансовых средств.

Указанные факторы не позволяют достичь главной цели – повышения качества оказания медицинских услуг. Ведется сокрытие и искажение реальной картины по цифровизации здравоохранения перед руководством области. «Безбумажная больница» в области существует только на словах.

– Еще одно направление – образование. Что планируется и что у нас уже есть?

– Здесь существуют такие инициативы, как дистанционное обучение, цифровые образовательные ресурсы и другие. Хочу остановиться на оказании госуслуг в этой сфере. В области начата работа по переводу в электронный формат четырех услуг, оказание которых предусмотрено в бумажном виде (аттестация педагогических работников, прием документов в организации ТиПО и учреждение дополнительного образования, конкурс на замещение вакантных должностей руководителей), где на сегодня выбран поставщик услуги и ведется работа по наполнению данных совместно с управлением образования.

Есть вопросы к поставщикам интернет-трафика. Тарифы высокие, скорость интернета низкая. Поэтому поступают многочисленные жалобы от детей, родителей и учителей. К тому же необходимо дооснащение школ компьютерной и мультимедийной техникой, а также Wi-Fi.

– По направлению ЖКХ уже не первый год ведутся разговоры об установке умных счетчиков, которые сведут на нет какие-либо вопросы о передаче неактуальных данных или махинациях в этом плане.

– Совершенно верно. Одна из инициатив в сфере ЖКХ – автоматическая передача показаний приборов учета. Она подразумевает измерение количества выданной/потребленной электроэнергии через заданный интервал интегрирования. Это же касается тепловой энергии, газа, воды. Приборы учета будут защищены от несанкционированного доступа.

Еще одна инициатива – умное уличное освещение. Однако пока не решен вопрос приборизации городских многоэтажек. Требуется проработка вопроса с проектными организациями при строительстве домов. Необходимо предусмотреть в проекте установку умных счетчиков.

Хотя и внедрен проект «Единый платежный документ», но уровень подключения обслуживающих компаний остается на уровне 50%, что не покрывает потребности горожан в полной мере.

Вместе с тем отсутствует интеграция баз данных «КазТрансГаз Аймак» и «Энергоснаба» с ЕПД, и сам единый платежный документ не внедрен в районных центрах.

– Если говорить о транспорте, то, наверное, одним из значимых для города стал пилотный проект по электронному билетированию на одном из городских маршрутов.

– Электронной системе оплаты в общественном транспорте в эталонном стандарте присвоен приоритет №1. То есть рекомендация «обязательный». Управлением информатизации проведены совещания по налаживанию согласованности действии между местными перевозчиками: ТОО «Пассажирское автотранспортное предприятие» и ТОО «Автопарк». На сегодня мы готовим реализацию двух пилотных проектов по электронному билетированию данных автопарков. GPS-трекеры в данном решении включены по умолчанию, что существенно снижает расходы на бюджет. Инициативы внедрены в неполном объеме, контроль над коммунальным и общественным транспортом не автоматизирован, а также отсутствует интеграция со смежными информационными системами, такими как «Гео-портал».

– Как будет использоваться Big Data?

– В Big Data будет сосредоточена информация по всем сферам жизни человека. У акимов всех уровней будет некая панель, на которую выводится информация, и они при необходимости принимают то или иное управленческое решение. В совокупности всю информацию может увидеть президент страны и также принять управленческое решение. Но самое главное, чтобы всю информацию параллельно видели в профильных департаментах, управлениях, отделах и принимали решение в рамках своей компетенции. Чтобы принимать подобные решения, притом оперативно, нужна достоверная информация. Вот это мы и называем большие данные – Big Data. Здесь должно быть все прозрачно. Информация, находящаяся в Big Data, необходима и для оказания государственных услуг. Человек, получающий государственную услугу через шлюз egov.kz, экономит время и деньги. Это тоже следует учесть как позитивный фактор.

Но самое главное, что информация должна быть привязана к карте местности. Необходима визуализация набора цифр, понятная человеку. Мы можем к карте привязать школы, больницы, участки полиции. Все что угодно. Тогда цифры станут говорящими. Это все можно сделать. Но мы только год занимаемся данным проектом. Он же многолетний. Некоторые страны, в тридцатку которых мы стремимся, этим заниматься начали еще лет шесть назад. Пока мы немного отстаем, но работа делается огромная. На начальном этапе требуются огромные финансовые средства. Бизнес сам это не потянет. Поэтому здесь идет государственное финансирование.

Хочу еще сказать, что переход на повсеместную безналичную оплату товаров и услуг как в развитых странах положительно скажется на экономике страны.

– Разговор идет о прозрачности финансовой сферы – если быть точнее, об искоренении серых схем, правда?

– Абсолютно верно. И не только. Одна из главных проблем, которые негативно влияют на развитие страны, – это коррупция, борьба с которой сейчас ведется повсеместно, но факты есть.

Давайте начнем вот с чего. Понимаете, есть растущие потребности у казахстанцев. Особенно у горожан. И они выдают это за проблему. Хотя 10-20 лет назад она таковой не являлась. Потребности горожан растут, доходы государства постепенно снижаются. Эти две кривые на графике сойдутся лишь в том случае, если мы начнем выполнять «План нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» Первого Президента.

Существует инфляция, мы зависим от нефтедоллара. Но мы хотим жить дорого и красиво, как, скажем, в Германии, но не хотим платить налоги. А от этого зависит наполняемость казны. В нашем городе в большинстве субъектов малого и среднего бизнеса нельзя расплатиться с помощью пластиковой карты. Например, в Нур-Султане абсолютно другая картина. Картой можно расплатиться даже в небольшом магазинчике во дворе многоэтажки и на рынке. У нас в ходу наличные, а это один из способов ухода от налогов, минуя кассовые аппараты. То же самое касается и наличной оплаты в общественном транспорте. Если мы перейдем на безналичный расчет, доходы того же «ПАТП» и «Автопарка» увеличатся как минимум на 30%. И поступление налогов будет больше. А цифровизация в регионе должна осуществляться за счет областного бюджета. Значит, надо собирать больше налогов. Это уже задача местных исполнительных органов. В развитых странах практически нет банкоматов, как у нас на каждом шагу практически. Ведь обналичивание ведет к серым схемам. Цифровизация же может сильно ударить по коррупции. Ведь все тендеры, проведение транзакций, ведение бизнеса станут прозрачными.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.