USD
439.40₸
EUR
473.54₸
RUB
4.76₸
BRENT
82.54$
+0.020
BTC
61133.30$
-168.600

Что происходит с госзакупками в период ЧП и карантина

Об основных проблемных моментах и судебной практике рассказал эксперт

Share
Share
Share
Tweet
Share
Что происходит с госзакупками в период ЧП и карантина- Kapital.kz

После введения президентом чрезвычайного положения и объявления мер по стабилизации экономики правительство разработало специальный порядок для проведения государственных закупок. Это было сделано для упрощения и ускорения процедуры закупок, а также расширения вовлеченности отечественных товаропроизводителей.

Специальный порядок предусматривает только три способа закупок (которые являются упрощенными версиями способов, применяющихся при закупках, проводимых в обычном порядке):

• запрос ценовых предложений – применяется в отношении закупок товаров у отечественных товаропроизводителей;

• закупки из одного источника – применяется в отношении товаров, работ и услуг по перечню, определенному Межведомственной комиссией по вопросам государственных закупок (размещен на портале государственных закупок);

• конкурс – применяется в отношении работ и услуг.

Интересным моментом в порядке является то, что он обязывает заказчиков закупок: 1) не включать в реестр недобросовестных участников и 2) не применять штрафные санкции к поставщикам за 1) уклонение от заключения договора о государственных закупках или 2) неисполнение/ненадлежащее исполнение такого договора. Однако только при условии, что такие нарушения возникли вследствие введенного чрезвычайного положения (даже после его окончания).

Под штрафными санкциями обычно понимают неустойку (и ее виды: штраф и пеню), поэтому заказчики не могут требовать от поставщиков уплаты неустойки, но у них остается право требовать возмещения своих убытков, поскольку убытки не входят в понимание штрафных санкций, а также поскольку в порядке не указано иное. В этом случае, если дело дойдет до суда, последний будет выяснять имеются ли основания для освобождения поставщика также и от возмещения убытков, и если нет, то, вероятно, примет сторону заказчика.

Примечательно, порядок установил, что изложенное распространяется не только в отношении закупок, проводимых по специальному порядку, но также и в отношении закупок, проводимых в обычном порядке. Это является обоснованным, потому что у ряда поставщиков трудности возникли еще до принятия специального порядка (то есть до 20 марта этого года), а также поскольку некоторые закупки и после принятия специального порядка проводятся в обычном порядке.

Однако, несмотря на хорошую идею, ее исполнение вышло не совсем удачным. Дело в том, что в порядке прямо указано: «По отношениям, возникшим или возникающим в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках, заказчики… принимают меры, вытекающие из настоящего пункта». Говоря о принятии мер заказчиками, разработчики порядка, скорее всего, имели в виду, наоборот, непринятие мер, то есть не включение в реестр и не применение штрафных санкций к поставщикам по обычным закупкам, но написали почему-то именно о принятии мер.

Буквальное толкование приведенного положения позволяет прийти к выводу, что заказчики по обычным закупкам не должны следовать запретам, установленным специальным порядком по принятию указанных мер, а, учитывая требования Закона «О государственных закупках», обязаны принимать их: обязаны требовать включения поставщиков в реестр недобросовестных участников и взыскивать с них неустойку.

В данном вопросе свое слово высказал Верховный Суд, разъяснив, что запрет на принятие указанных мер подлежит распространению также и на обычные государственные закупки.

Однако Верховный Суд сделал это не путем принятия нормативного постановления, которое по своей природе является частью действующего права (хотя и в этом случае не должно содержать новые нормы права), а путем принятия обычного постановления, которое, юридически, не является обязательным для применения.

Тем не менее, как показывает судебная практика, суды следуют данному постановлению-разъяснению Верховного Суда и отказывают в принятии соответствующих исков от заказчиков закупок. В целом в настоящее время суды при рассмотрении дел о признании поставщиков недобросовестными участниками и взыскании штрафных санкций с них исходят из принципов добросовестности, разумности и справедливости и при незначительных нарушениях со стороны поставщиков, даже если они никак не связаны с действием чрезвычайного положения, чаще принимают сторону поставщиков и отказывают заказчикам в их требованиях.

Продолжая говорить о недостатках специального порядка, также хотим обратить внимание на весьма неоднозначное положение, согласно которому заказчики закупок имеют право расторгать в одностороннем порядке заключенные с поставщиками договоры при их неисполнении либо ненадлежащем исполнении, возникшем вследствие введения чрезвычайного положения. Данное положение также относится к закупкам в обычном порядке.

Неоднозначным такое положение является, потому что вышестоящий нормативный акт, Гражданский кодекс, не предусматривает возможности одностороннего расторжения договора. Он допускает односторонний отказ от исполнения договора, в том числе вследствие невозможности исполнения обязательств, но никак не одностороннее расторжение, которое поэтому является незаконным.

Тем не менее на практике некоторые заказчики закупок используют данное право и расторгают заключенные договоры с поставщиками, в том числе по причине нецелесообразности их дальнейшего исполнения, что является неправомерным.

Вероятно, специальный порядок и практика его применения имеют и другие недостатки, поскольку совсем недавно Министерство финансов объявило о проведении проверки процедур государственных закупок по специальному порядку.

Специальный порядок в текущей редакции будет действовать до 1 октября этого года, с этой даты и до 31 декабря этого года (если не будет дальнейшего продления) применяться будет обновленный порядок, который предусматривает только один способ закупок – из одного источника, и не предусматривает вышеуказанные запреты на принятие рассмотренных негативных мер к поставщикам. Следовательно, после 1 октября заказчики не будут связаны запретами на принятие таких мер, а учитывая положения Закона «О государственных закупках», должны будут их принимать.

Максим Баженов, директор филиала Юридической компании «Muratov Partners» в Атырау

Партнерский материал

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.