USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
86.62$
-0.670
BTC
64799.60$
+1263.700

Большая перемена

С 2012 года школьники будут учиться по новому государственному стандарту В Казахстане будут пересматривать содержание школьн...

Share
Share
Share
Tweet
Share

С 2012 года школьники будут учиться по новому государственному стандарту

В Казахстане будут пересматривать содержание школьного образования. Уже на протяжении долгого времени в стране обсуждается вопрос о переходе на двенадцатилетнее обучение. Судя по всему, неоднозначной остается и «одиннадцатилетка». В связи с этим учителя, школьники и их родители в скором времени будут ориентироваться на новые стандарты в образовании.

Эти вопросы обсуждались на прошедшем в Астане республиканском педагогическом форуме. В ходе мероприятия министр образования и науки Бакытжан Жумагулов рассказал о нововведениях, которые коснутся среднего образования. К примеру, были затронуты вопросы о внедрении программы строительства новых школ в связи с переходом на новый формат обучения. «Сейчас много критики идет в адрес действующего стандарта одиннадцатилетнего образования: за последние 8 лет там накопилось много нестыковок», – отметил г-н Жумагулов. В связи с этим с 2012 года в Казахстане школьники будут учиться по новому государственному стандарту.

Новым ГОСТам еще придется пройти внешнюю экспертизу и апробацию. По мнению министра, основным мотивом пересмотра стандартов стало то, что по ним школьникам нужно учиться еще 8-10 лет до перехода всех классов на 12-летнюю систему. Вместе с тем, для двенадцатилетнего обучения необходимы программы образования, учебники и учебно-методические комплексы. «Много критики звучало относительно низкого качества разработанных учебников. Данная работа обязательно должна найти свое место в реформах, проводимых в системе образования, причем на всех уровнях», – рассказала «Капитал.kz» Нуржамал Дуйсенгулова, проректор по академическим вопросам Международной академии бизнеса.

Реформы, которые осуществляются в настоящее время в системе образования, направлены на обеспечение качества подготовки педагогических кадров, считает г-жа Дуйсенгулова. «Особенно следует отметить среднее и среднепрофессиональное образование. Здесь стоит сказать и о повышении статуса педагогов, мотивации труда и повышении квалификации, что, мы надеемся, непременно отразится на качестве обучения школьников», – говорит она.

На протяжении долгого времени в Казахстане оставался открытым вопрос о повышении заработной платы учителям и авторитета профессии. Отметим, что на прошлой неделе состоялось пленарное заседание в рамках августовского совещания работников образования Алматы с участием министра образования и науки г-на Жумагулова, на котором рассматривались актуальные вопросы развития образования в Казахстане. За счет бюджетных средств только в 2009 году педагогическим работникам была увеличена заработная плата на 25%, с 1 апреля 2010 года – на 25%, с 1 июля 2011 года – на 30%. Данные предложения об увеличении зарплаты нашли поддержку, поэтому с 1 сентября 2011 года заработная плата учителя, при нормальной загрузке, составит 47 тыс. 428 тенге, а с учетом доплат – 58 тыс. 930 тенге. По госпрограмме «100 школ, 100 больниц» 105 педагогам города было выделено жилье, и до конца 2011 года еще 192 учителя станут новоселами.

За последние 20 лет в городе не было построено ни одного детского сада, отметил в своем выступлении Ахметжан Есимов, аким Алматы. Однако ситуация изменилась, поэтому с 2009 года и до первого полугодия 2011 года было введено в эксплуатацию 10 детских садов на 2050 мест. Вместе с тем 4 детским садам на 680 мест были возвращены здания, которые находились в аренде. «Итого на сегодня в городе функционируют 215 детских садов с контингентом 40 850 детей. За последние три года в Алматы построено 5 новых школ на 6000 мест и 3 пристройки к школам на 1286 мест», – отметил г-н Есимов.

Инвестиции в специалистов

Образовательная политика, проводимая в стране, в целом эффективна. Такое мнение высказала Гульнар Балакаева, проректор по учебной работе Казахского национального университета имени аль-Фараби «Я считаю, за двадцать лет независимости в стране проделана масштабная работа в сфере высшего образования. Произошли коренные изменения условий функционирования самой системы: удалось повысить качество образовательных услуг, вступить в Болонский процесс, принять приоритетные национальные программы в области образования. То, что Казахстан стал полноправным членом Болонского процесса, это не каждому государству под силу», – отметила она, добавив, что КазНУ стал первым вузом республики, подписавшим Великую хартию университетов.

В то же время с каждым годом в Казахстане наблюдается тенденция увеличения финансовых средств, выделяемых из государственного бюджета на образование. Так, бюджет сферы образования Алматы только за последние 3 года возрос на 48%. К примеру, если в 2009 году из местного бюджета было выделено 25,5 млрд тенге, то в 2011 году – почти 38 млрд. В Министерстве образования и науки РК отмечают, что выделение средств положительно сказалось на улучшении материальной базы системы образования.

Однако проблемы все еще остаются. В системе высшего образования следует обеспечить потребность рынка труда в высококвалифицированных кадрах, профессионально подготовленных специалистах, соответствующих запросам работодателей. По мнению Нуржамал Дуйсенгуловой, необходимо формировать образовательные программы с экспертной оценкой работодателей, привлекать практиков в систему подготовки молодых специалистов, обеспечивать академическую мобильность студентов с целью интеграции в международное образовательное пространство. «Система высшего образования во многих вопросах регламентирована нормативно-инструктивными документами, что снижает привлекательность образовательных программ, индивидуальность вузов, – говорит она. – Нельзя исключать вопрос профессионального уровня профессорско-преподавательского состава. Требуется постоянно повышать квалификацию, причем не только с точки зрения практикоориентированности и зарубежного опыта, но и внедрения собственных инноваций в образовательный процесс».

С мнением, что необходимо решать, прежде всего, вопросы подготовки кадров, соглашается и Гульнар Балакаева. «Есть прекрасная программа «Болашак», через которую прошли много талантливых ребят. И в большинстве они не остаются за рубежом, возвращаются. Вот, к примеру, 40 «болашаковцев» подали заявки, хотят у нас преподавать», – утверждает г-жа Балакаева. При поддержке Министерства образования и науки РК университет сделал качественный рывок в сфере послевузовского образования, увеличив подготовку магистрантов и докторантов. В этом году пороговый уровень поступления на бакалавриат был не менее 70 баллов.

На достигнутом – не останавливаются

Казахстанскому образованию еще предстоит пройти этапы модернизации. В числе основных приоритетных задач в 2011-2012 гг. аким Алматы отметил сокращение дефицита мест в организациях образования путем строительства 8 детских садов; возврата 2-х дошкольных учреждений; открытия 5-ти частных детских садов на 1710 мест; 9 школ на 10 тыс. 800 мест; профессионального лицея на 720 мест. Второй задачей является укрепление и модернизация учебно-материальной базы организаций образования, а третьей – дальнейшее повышение качества образования и внедрение новых образовательных и информационных технологий обучения.

Согласно Посланию главы государства, два вуза страны должны войти в рейтинг ведущих вузов мира и осуществлять инновационную деятельность, констатирует г-жа Балакаева. «Это главный приоритет для КазНУ. Новый учебный год мы начинаем с новой моделью, которая является мощной платформой для трансформации вуза в исследовательский университет. И поставленные цели вполне достижимы, я, как и мои коллеги, в этом убеждена», – отметила она.

В ближнесрочной перспективе система образования должна быть интегрирована в международное образовательное пространство, что должно обеспечить конкурентоспособность наших специалистов, подчеркивает г-жа Дуйсенгулова. «В настоящее время необходимы инвестиции в будущих специалистов через мотивацию как обучающих, так и обучающихся. В дальнесрочной перспективе система образования должна обеспечить повышение качества жизни страны», – заключает эксперт.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.