USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
63758.60$
-34.900

Печатные СМИ Казахстана – быть или не быть?

Уменьшение рекламных бюджетов и жесткая конкуренция со стороны электронных СМИ за последние десять лет сильно изменили ситуаци...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Уменьшение рекламных бюджетов и жесткая конкуренция со стороны электронных СМИ за последние десять лет сильно изменили ситуацию в мировом медиабизнесе. В Казахстане ситуация усугубляется вмешательством государства в отрасль и маленьким размером рынка, считают эксперты.

Об этом на прошедшей в Астане международной конференции «Актуальные проблемы медиазаконодательства: оценки, прогнозы, перспективы» говорили зарубежные и казахстанские медиадеятели, которые собрались для разговора о будущем казахстанских печатных СМИ.

В конференции, организованной Казахстанской ассоциацией издателей газет (КАИГ) при финансовой поддержке Европейского союза, приняли участие медиаэксперты из стран СНГ, представители правозащитных организаций и госструктур. Участники обсудили свободу слова в регионе, проблемы медиабизнеса и доступа к информации, а также законодательство о СМИ различных стран.

Сергей Миронов, представитель КАИГ, отмечает, что, несмотря на кризис, не уменьшается госзаказ на продвижение информационной политики государства.

По словам г-на Миронова, для него остается загадкой факт существования госзаказа на проведение государственной информационной политики в регионах. Эти деньги, по сути, выделяются на «покупку лояльности СМИ», говорит он.

«Что за такая политика на местном уровне, на которую, например, в Карагандинской области нужно давать 200 млн тенге в год ($1,3 млн – прим. авт.)? Эта сумма – половина рынка медиа всей области. Это безумные непонятные деньги, которые вливаются из года в год в те же СМИ», – отметил в своем выступлении г-н Миронов.

Гость конференции, Алексей Погорелов, генеральный директор Украинской ассоциации издателей, считает, что информационной политики у государства как таковой нет. Не только в Казахстане, но и на Украине. «Это миф, это просто бюджеты, которые тратятся на приобретение лояльности СМИ. Это плохо, так как не создаются конкурентные условия на медиарынке», – сказал он.

В Казахстане работа многих СМИ с региональными чиновниками строится по принципу «что не могут подавить или закрыть, то покупается», продолжает Сергей Миронов. Хотя казахстанское законодательство и запрещает государству вмешиваться в предпринимательскую деятельность, в том числе и в медиабизнес.

Единственное, на что не мешало бы увидеть реакцию со стороны госорганов, подчеркнул г-н Миронов, так это на серьезные нарушения законов вроде завышения тиражей многими казахстанскими газетами.

«Нам хотелось бы, чтобы у нас была такая же серьезная практика, какую показывает Федеральная антимонопольная служба России. Если там в каком-то регионе складывается ситуация с завышением тиражей, то с помощью антимонопольного законодательства все быстро разрешается. В Казахстане попытки обращаться в Антимонопольный комитет с подобными заявлениями не удавались. По данным КАИГ, 9 из 10 издателей завышают тиражи своего издания в выходных данных. И «прирост» тиража составляет от 20 до 500%», – говорит эксперт.

В большинстве стран давно уже успешно действуют специальные организации, занимающиеся аудитом и сертификацией тиражей. Как правило, они создаются на трехсторонней основе. Если не представлен сертификат о тираже, то серьезные западные рекламодатели даже не обсуждают вопрос о размещении рекламы.

Эксперты признают – основные, переломные изменения на мировом рынке печатных СМИ сегодня происходят в газетном сегменте: привычные форматы устаревают, читатели, становясь более разборчивыми, ждут от газеты большей динамичности – как по форме, так и по содержанию. Вслед за ними новые требования предъявляют и рекламодатели…

Последние данные о тиражах 770 ежедневных американских газет отображают общемировую отрицательную тенденцию: в среднем они сократились на 2,5%. Однако по данным исследований, каждый экземпляр платной газеты просматривают от 2 до 6 читателей, что не может не радовать рекламодателей. Хотя Газетная ассоциация Америки (Newspaper Association of America) и говорит много о популярности новостных сайтов, читатели все еще тратят на них недостаточно времени, чтобы произвести впечатление на рекламодателей.

Несмотря на все это, доходы ведущих мировых газетных корпораций и крупных медиахолдингов по-прежнему растут, а охват увеличивается. Этот рост напрямую зависит от того, в какой степени традиционные газетные компании научились преобразовывать традиционную газету в мультиканальный медиабизнес.

На своих ежегодных конгрессах лидеры мировой газетной индустрии в последние годы сошлись во мнении, что современная газета – это не только «бумага». К традиционному бумажному носителю добавились онлайновые, кабельные каналы распространения и доставки контента, производимого одной и той же редакцией. В последние годы информация, которую готовят газетные редакции, начинает захватывать и мобильные носители – телефоны и другие устройства, – сопровождающие человека 24 часа в сутки и дающие возможность мгновенной интерактивной реакции потребителя на полученную информацию.

В результате активного проникновения интернета и мобильных сервисов резко возросло потребление онлайновых версий газет, которые отличаются от бумажных версий гораздо большими возможностями.

В то же время исследователи выражают категорическое несогласие с широко распространенным мнением, что бумажные газеты полностью уйдут с рынка. Газета лишь сокращает свою долю на рынке бумажных медиа, превращаясь в многоканального поставщика контента конечному потребителю. Если человечество изобретет какой-либо эффективный заменитель сырья для бумаги (например, так называемую e-paper, или электронную бумагу), то даже тогда сохранятся все основные черты и признаки сегодняшней газеты.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.