USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
87.26$
-0.210
BTC
64507.70$
+971.800

Краденое солнце

Как бензин может своровать экономический рост Рост цен на горюче-смазочные материалы должен подстегнуть инфляцию и подорожан...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Как бензин может своровать экономический рост

Рост цен на горюче-смазочные материалы должен подстегнуть инфляцию и подорожание товаров первой необходимости. Если данная тенденция сохранится в течение продолжительного времени, то она может оказать негативное влияние на темпы экономического роста.

В последнее время горюче-смазочные материалы (ГСМ) дорожают словно тесто, напичканное дрожжами. Показательно хотя бы то, что 18 июля, как сообщил портал BNews.kz со ссылкой на Zakon.kz, цена дизельного топлива на алматинских заправочных станциях фирмы Helios поднялась до 113 тенге за литр. Именно эта сеть еще с начала июля подняла цены на А92 до 113 тенге.

Автолюбителей такой рост не может не нервировать. В силу информационной непрозрачности рынка ГСМ в обществе гуляют всякого рода слухи. По одним из них, рост цен напрямую связывают с Таможенным союзом и возможной унификацией казахстанских внутренних розничных цен на ГСМ с внутренними розничными ценами, сформировавшимися в России.

Значит, цены на ГСМ будут расти и в дальнейшем. По прогнозам аналитиков, одновременно с ростом цен будет наблюдаться и дефицит горюче-смазочных материалов. Надо заметить, что сеть Helios уже подняла цены на А92 до российского уровня.

На этом фоне заявления казахстанских чиновников о том, что бензин в республике будет в любом случае дешевле российского, выглядят неубедительными. Если тенденция роста цен на ГСМ сохранится, то это вызовет очередную волну инфляции на потребительском рынке, удорожание продуктов первой необходимости, а также подстегнет фактор утилизации того уровня экономического роста, на который надеются власти.

Штрафы и увеличение переработки нефти

В связи с ростом цен на ГСМ государство планирует ужесточить регулирование на рынке, а также сократить зависимость от российских «светлых» продуктов.

Так, в середине июля Агентство по защите конкуренции (АЗК) возбудило административные дела в отношении национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» и АО «Гелиос» за нарушение правил конкуренции на внутреннем рынке.

15 июля премьер-министр Казахстана Карим Масимов дал поручение АЗК и правоохранительным органам до конца дня разобраться с виновниками создания дефицита ГСМ в РК.

Именно премьер озвучил надежды правительства на новый законопроект, который ужесточает регулирование цен на рынке ГСМ и уже прошел одобрение в казахстанском парламенте. При этом правительство намерено устранить на рынке недобросовестную конкуренцию и обеспечить добывающим компаниям прибыль.

До настоящего времени АЗК могло только оштрафовать виновников в сговоре. Правда, суммы штрафов не идут ни в какое сравнение с той маржой, которую розничные сети получают от повышения цен.

Другой путь – это увеличить переработку нефти на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) или запустить новые мощности. К настоящему времени правительство изыскало средства на модернизацию Шымкентского и Атырауского НПЗ. Вопрос финансирования модернизации по Павлодарскому НПЗ пока завис. Суммарная мощность НПЗ сейчас составляет 13-15 млн тонн нефти в год, а после модернизации ее планируют увеличить до 17,5 млн тонн нефти в год.

В частности, завотделом экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК Анар Рахимжанова предлагает построить еще один НПЗ. По ее словам, увеличение переработки нефти внутри Казахстана позволит снизить цены на ГСМ или улучшить качество топлива. Топливо высокого качества, считает она, снизит объемы его потребления.

Логика победит?

Цены на ГСМ в Казахстане еще до запуска Таможенного союза регулировались со стороны казахстанского правительства. При этом меры предпринимались различные: от блокировки заправочных станций сотрудниками дорожной полиции до крупных штрафов в отношении тех сетей, которые неоправданно завышали цены.

Запуск Таможенного союза с 1 июля спутал все карты. На первый план вышла зависимость казахстанского рынка от поставок российских ГСМ. Так, г-жа Рахимжанова полагает, что треть отечественного рынка обеспечена российским бензином, тогда как эксперт Института политических решений (ИПР) Сергей Смирнов дал несколько другую оценку: до 40% высокооктанового топлива в Казахстан завозится из России.

По его словам, цены на ГСМ будут расти. Впрочем, главную причину роста цен он видит в неправильной системе ценообразования, привязанной не к трендам внутреннего рынка, а к мировым трендам по ценам на нефть.

Примененный казахстанскими властями запрет на вывоз нефти из страны, по мнению г-на Смирнова, дает лишь временную стабилизацию, и не годится в качестве долговременного инструмента.

В то же время тренды мирового рынка вызывают тревогу. По прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), в 2012 году цена барреля нефти составит $103 за баррель, аналитиков одного из крупнейших банков США Goldman Sachs – $130.

То есть по всем выкладкам должна победить логика. Страны ОПЕК будут вынуждены заниматься компенсацией потерь добычи нефти в Ливии, а нестабильность в Персидском заливе и Северной Африке будет способствовать удорожанию «черного золота». Значит, мнение г-на Смирнова, прогнозирующего рост цен на ГСМ, вполне может оказаться верным.

Неисповедимы пути господни

Надо заметить, что в мире по-разному регулируют цены на ГСМ. В частности, жесткие административные меры, вплоть до национализации нефтяных активов, применяются в Венесуэле, Иране, Беларуси, Туркменистане и некоторых арабских странах. Однако субсидирование внутренних цен становилось большой проблемой для национальных экономик, а горький опыт Беларуси, когда субсидируемая экономика оказалась на грани банкротства, свидетельствует о тупиковости такого пути. Кстати, в казахстанском обществе идея национализации нефтяных активов имеет широкую поддержку.

В то же время сложно согласиться с мнением политолога Максима Казначеева, считающего, что бензин должен стоить у нас, как в развитых странах. «В условиях открытых экономических границ она не может быть ниже. Иначе мы будем работать себе в убыток, субсидируя производство бензина, регулируя цены, как в Венесуэле, но это путь в тупик», – полагает он. Главными причинами роста цен он считает слабую конкуренцию на рынке и наличие картельного сговора нефтедобывающих компаний.

Сейчас перед Казахстаном два пути. Европейский путь, где рост цен сопряжен с параллельным ростом экологических требований. Это стимулирует рост качества топлива и высокую популярность среди населения экономичных автомобилей. И доля налога в бензине довольно высокая. Американский путь, где рост цен на топливо сдерживается обилием НПЗ и высокой степенью конкуренции между ними. Он также стимулирует повышение качества топлива, однако при ужесточении экологических требований со стороны правительства, не столь очевиден.

В первую очередь Казахстану необходимо сесть за стол переговоров со своими партнерами по Таможенному союзу и выработать единую политику в плане налогообложения нефти. Только унификация налогов в трех странах одновременно может привести к стабилизации внутреннего рынка ГСМ.

А пока тревожно. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, больше 80% жителей России считают рост цен очень существенным. Средняя оценка событий сходится на предкризисных ощущениях ноября 2008 года. Статистика говорит о высокой инфляции в стране – доходы россиян сократились на 5,5%, а рост зарплат за последний год остался неизменным. Естественно, в таких условиях не приходится говорить об экономическом подъеме.

То же самое происходит и в Казахстане…

Когда верстался номер, стало известно, что решением министерства нефти и газа повышены предельные розничные цены на АЗС республики. «В соответствии с решением, принятым на очередном совещании по вопросам обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами и механизма ценообразования на ГСМ, проведенном в министерстве нефти и газа, предельно-розничные цены на АЗС республики в августе 2011 года будут на уровне: бензин Аи-92/93 – 106 тенге за литр, Аи-80 – 86 тенге за литр и дизтопливо – 90 тенге за литр», – указано в распространенном пресс-релизе Миннефти

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.