USD
446.49₸
-0.910
EUR
475.38₸
-2.170
RUB
4.79₸
+0.030
BRENT
87.35$
BTC
63722.50$
-384.700

Евро-3: сказка, похожая на быль?

Введение Евро-3 в Казахстане перенесли на 1 января 2012 года. Министерство транспорта и коммуникаций внесло в правительство пр...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Введение Евро-3 в Казахстане перенесли на 1 января 2012 года. Министерство транспорта и коммуникаций внесло в правительство проект постановления об изменениях в ранее принятые постановления о сроках введения в действие экологического этапа Евро-3. Как пояснила пресс-служба министерства, проект об изменениях был разработан в связи с многочисленными обращениями физических и юридических лиц республики о необходимости переноса сроков внедрения экологического этапа с 1 июля 2011 года на более поздние сроки. Станет ли отсрочка по введению Евро-3 последней, мы поинтересовались у эксперта Института политических решений Сергея Смирнова.

– Отсрочка введения Евро-3 выглядит как подтверждение бытующего мнения, что мы бежим впереди паровоза…

– Действительно, в погоне за евростандартами власти вновь поставили телегу впереди лошади, и теперь исправляют ошибки, которые можно было вообще не допускать.

– Можно называть вещи своими именами и признать, что наши НПЗ и внутренний рынок в принципе не готовы к стандарту?

– Безусловно. Во-первых, автомашины старше десяти лет сегодня составляют 80% отечественного автопарка, и обновить его при существующих низких доходах населения в короткие сроки невозможно. Тем более что покупательную способность автолюбителей ограничили финансовый кризис и пошлины Таможенного союза.

Во-вторых, унаследовав от советских времен три НПЗ, способных перерабатывать нефть на весь объем внутреннего потребления, ни одно из правительств за прошедшие 20 лет не смогло привести эти мощности в соответствие с современными требованиями. Продукция этих заводов удовлетворяет потребности страны лишь по низкооктановому бензину и мазуту. Установление прямого контроля государства над НПЗ через НК «КазМунайГаз» ситуацию существенно не изменило: объемы производства качественных ГСМ не покрывают растущие потребности внутреннего рынка.

– Можно ли назвать введение стандарта Евро-3 своего рода кнутом для технологической модернизации казахстанских НПЗ?

– Как известно, планировавшийся ранее поэтапный переход казахстанских НПЗ на выпуск топлива по стандарту Евро-3 (2014 год), а затем на Евро-4 (2016 год) заменен, дабы избежать дополнительных финансовых затрат при переходе на новые технологические циклы производства топлива форсированным переходом на производство сразу Евро-4,5, причем к 2014 году. Поскольку производство Евро-3 на отечественных НПЗ даже не планируется, то никаким кнутом для их технологической модернизации этот стандарт стать не может. Что касается потребителей Евро-3, то им придется рассчитывать, по-видимому, только на его импортные поставки.

– В целом как введение евростандартов повлияет на качество продукции, например, на заправках?

– Законодательное требование введения евростандартов может повлиять на качество продукции заводов-изготовителей. Но на заправках такой гарантии никто не даст. Поскольку в Казахстане фактически отсутствует система жесткого контроля качества моторного топлива в длинной цепочке от завода до потребителя. В топливе, отпускаемом на автозаправках, при анализах обнаруживают все что угодно: от избытка антидетонационных присадок, повышающих октановое число, до ацетона и воды. Таким образом, существует опасность, что по бумагам страна может перейти даже на Евро-5, а из «пистолетов» казахстанских АЗС будет литься все та же «жидкость», но по более высокой цене.

– Напрашивается вопрос: насколько стало успешным введения Евро-2?

– Казахстанские заводы в настоящий момент с трудом налаживают производство топлива, отвечающего стандарту Евро-2. И это понятно. В разрабатываемых правительством планах модернизации нет мер по развитию конкуренции, а именно она рождает справедливую цену и спрос на инновации.

– Кстати, о цене на инновации. Во сколько может обойтись внедрение Евро -3 в итоге? Станет ли 1 января 2012 года окончательной датой введения Евро-3?

– Остаются неясными источники финансирования программы модернизации. А ведь в течение пяти лет КМГ планирует инвестировать в модернизацию Атырауского, Шымкентского и Павлодарского НПЗ порядка $4 млрд. По словам главы КМГ Кайргельды Кабылдина, при реализации инвестиционной программы на 2010-2014 годы собственные средства «КазМунайГаза» составят 30%, остальные 70% – заемные. Однако мировой кризис резко ограничил источники внешних заимствований, а государство профинансировать программу не в состоянии. Поэтому называемые властями сроки вызывают большие сомнения.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.