USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
86.90$
+0.080
BTC
70887.20$
+1492.000

Вы в ответе за все, что накопили

Пенсионщики все чаще говорят о разделении ответственности за накопления и доходность по ним самим вкладчиком Пенсионная сист...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Пенсионщики все чаще говорят о разделении ответственности за накопления и доходность по ним самим вкладчиком

Пенсионная система развивается. Поквартальные диалоги на тему представителей накопительных фондов, управляющих компаний и АФН лишний раз это подтверждают. По-настоящему роднит все встречи экспертов рынка перечень актуальных вопросов. Список пока остается неизменным. До сих пор в числе проблем насущных доходные и интересные финансовые инструменты как внутри страны, так и за ее пределами, доступ к ним и нечистоплотное привлечение клиентов.

«НПФ испытывают избыток ликвидности, и удовлетворение их потребности в качественных финансовых инструментах находится на низком уровне, – говорит ведущий специалист отдела по работе с клиентами фонда «?лар?міт» Елена Родионова. – Местный рынок в текущем состоянии не готов обеспечить весь объем способности фондов приобретать ценные бумаги, поэтому хорошие инструменты мгновенно поглощаются, а свободные остатки бездействуют в государственных ценных бумагах. Это можно наблюдать по текущей доле государственных ценных бумаг в портфелях пенсионных фондов. В некоторых случаях она в два раза превышает требуемые лимиты (хотя с 1 апреля 2011 года планируется сократить нормы до 20%)». Данная проблема может быть решена за счет финансирования локального рынка. То есть за счет открытия возможностей финансирования и поддержки внутренней экономики.

Как добавляют представители пенсионной системы, на сегодня доступ у местных компаний на международные рынки значительно снижен, а в некоторых случаях вообще закрыт. Поэтому ближайшая перспектива – развитие рынка ценных бумаг в рамках страны за счет внутренних ресурсов. Именно сейчас совпадают интересы пенсионных фондов в инвестировании перспективных проектов и кредиторов, которые готовы платить за ресурсы ставку выше ГЦБ и уровня инфляции. Сейчас очень активно обсуждаются вопросы государственно-частного партнерства, вывод на рынок финансовых инструментов группы компаний ФНБ «Самрук-Казына» и прочие активы. «Мы готовы рассматривать новые предложения», – добавляют они.

Обжегшись на молоке…

Если рассматривать казахстанские и российские НПФ как профессиональных участников рынка ценных бумаг, то можно отметить их подверженность схожим тенденциям за последние два года. В пик кризиса в 2008 году казахстанские и российские фонды продемонстрировали резкое снижение доходности на фоне падения фондовых рынков. В России снижение доходности было более существенным и более масштабным – практически все компании, управляющие пенсионными активами, ушли в минус. Но и значительно больший рост российские компании показали в 2009-2010 годах, отыграв предыдущие потери и превысив уровень инфляции. В Казахстане снижение доходности было менее глубоким в пик кризиса, так же, как и менее стихийным было ее восстановление в 2009-2010 годах.

Еще одна беда, не обошедшая стороной отечественные и российские НПФ, – это вложения в дефолтные бумаги. В 2009 году доля дефолтных инструментов в инвестиционном портфеле российских и казахстанских НПФ была сопоставимой – 3,14% в России (по данным «Эксперт РА») и 3,8% в Казахстане (по данным АФН). В 2010 году эта цифра в Казахстане немного выросла и на 1 июля составила 4,2%.
«Если говорить о фондах, продемонстрировавших наилучшие результаты деятельности в 2010 году, то я бы оценивал их по нескольким категориям. К примеру, в течение года увеличил свою долю рынка, имел высокие и стабильные показатели доходности, положительное сальдо переводов пенсионных накоплений, наибольший прирост чистого инвестиционного дохода и наименьшую долю дефолтных инструментов в инвестиционном портфеле,– говорит аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан» Арман Жахин. – Оценивая пенсионные фонды по данным критериям, стоит выделить следующие пять: НПФ «Грантум», НПФ «Народного банка Казахстана», НПФ «Республика», НПФ «Капитал» и НПФ «ГНПФ».

Научиться пенять на себя

Представители рынка все чаще говорят о разделении ответственности за накопления и доходность по ним самим вкладчиком. Если года два назад вкладчик, выбирая портфель, тыкал пальцем в перечень портфелей, то сегодня он должен ясно представлять, как фонду распоряжаться его накоплениями. Более того, представители системы настоятельно рекомендуют проявлять большую ответственность вкладчика уже на стадии выбора фонда. Правда, в большинстве своем финансовая грамотность вкладчика не позволяет ему разобраться в долях рынка, показателях доходности, сальдо переводов пенсионных накоплений, приросте чистого инвестиционного дохода и доле дефолтных инструментов в инвестиционном портфеле. Для такой категории вкладчиков представители управляющих компаний фондов советуют ориентироваться хотя бы на тройку лидеров.

«Универсальных рецептов по выбору пенсионного фонда и портфеля не существует. Для начала надо предоставить вкладчику возможность увидеть состояние портфеля НПФ, чтобы сравнить его с другими участниками рынка. При этом клиенту НПФ нужно учитывать как внешние факторы – состояние фондовых рынков, структуру портфелей рассматриваемых пенсионных фондов, макроэкономические тенденции, так и индивидуальные обстоятельства: как долго до пенсии, какие другие накопления есть и насколько прибыльно-рисково они вложены», – говорит специалист отдела по работе с клиентами пенсионного фонда «?лар?міт» Култай Бижанова.

По ее словам, вкладчик сам должен стремиться установить для себя финансовые приоритеты в долгосрочной перспективе. Если пока сложно сделать это самостоятельно, то можно обращаться к экспертам, финансовым консультантам. Но выбор фонда и, в скором будущем, с введением мультипортфелей, портфеля инвестиций своих накоплений должен оставаться за вкладчиком. «Как правило, финансово образованные люди редко теряют свои деньги. Поэтому важно поднять уровень инвестиционной грамотности, а вместе с тем и ответственности граждан за свои накопления и постепенно снизить ответственность и финансовую нагрузку государства», – подчеркнула она.

Еще одна долгоиграющая проблема рынка – недобросовестная борьба за клиента. Рынок пенсионных услуг является высококонкурентным. И агенты фондов частенько прибегают к не совсем чистоплотным приемам. Как отмечают представители НПФ, на рынке бывают случаи подкупа вкладчиков и влияния работодателя на выбор фонда работниками. Сами они же в полном составе уверяют, что подобные приемы противоречат принципам здоровой конкуренции и тормозят развитие пенсионного рынка. Но доказать, кто ведет недобросовестную политику по привлечению клиентов – практически невозможно. Как говорится, не пойман – не вор.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.