Как бизнес задает моду на инновации

Финансы 19.10.2016 12:05

Хакатоны – единственная возможность для казахстанских стартапов

Отчасти именно коммерческие структуры взяли на себя роль продвижения инноваций в Казахстане. И именно они могут стать в ближайшее время локомотивом инновационного роста в стране. Одним из таких примеров стал недавно проведенный хакатон II HalykFinTech. Благодаря таким мероприятиям банкиры получают возможность внедрять новые проекты в своем институте, а молодые участники — апробировать свои идеи, а дальше масштабировать их на другие рынки.

В этот раз в хакатоне HalykFinTech приняла участие 21 команда, среди которых как начинающие предприниматели, программисты, так и студенты. Эти выходные стали по-настоящему сложными и одновременно интересными для участников хакатона. Перед ними была поставлена задача за сутки разработать оригинальные идеи и прототипы для дальнейшей реализации по трем ключевым направлениям: центры обслуживания, каналы коммуникации и новые финансовые продукты и услуги. Также стартаперы могли создать свой продукт на свободную тему.

6ab6597252de7a8351bcd915986.JPG

Как рассказала Умут Шаяхметова, глава Народного банка, второй хакатон HalykFinTech прошел достаточно успешно, поскольку в нем приняло участие большее число участников, а их уровень оказался очень продвинутым. На вопрос, в чем кроется секрет такого интереса, она ответила, что у HalykFinTech сложились определенный имидж и репутация среди молодых ребят, которые с интересом принимают участие в подобных мероприятиях. И даже несмотря на то, что Народный банк не практикует вручение денежных призов и материальных ценностей, на участие в хакатоне есть большой спрос. Ведь, как считает Аслан Талпаков, заместитель председателя правления Народного банка, фининститут дает возможность реализовать идеи разработчиков на базе банковской инфраструктуры. «От такого подхода выигрывают все — молодые разработчики получают опыт, наставничество, банк получает возможность протестировать и в оперативные сроки внедрить продукт или услугу, а местный рынок — предпринимателей, которые, как мы надеемся, в перспективе создадут новые рабочие места и новые продукты, стимулируют импортозамещение», — отметил он.

«Мы считаем более справедливым, что даем возможность ребятам самим воплотить эту идею, опробовать ее, а уже потом и, возможно, продавать другим компаниям. Плюс и в том, что они получают вознаграждение за свою работу, а не идею. Мы видим большой интерес со стороны молодежи к этому хакатону», — пояснила глава Народного банка. Сама же она считает, что хакатон — скорее даже поддержка молодежи со стороны финансового института, поскольку банк выделяет человеческие, временные ресурсы.

«Поработав с таким институтом, как Халык, ребята получают свой первый трудовой опыт, опыт ведения бизнеса и умение продавать свои идеи. Глядя на них, я вижу, что у нашей страны огромный потенциал, огромные возможности. Они не просто сидят и просят деньги, а работают над собой, своими идеями. Я считаю, их успехи должны стать примером для всей молодежи страны», — подчеркнула председатель правления банка.

И, действительно, многие участники после хакатона с большим восторгом вспоминали эти сутки и безмерно радовались своим победам. В этом году призовые места достались командам UniTech с проектом «Электронная очередь», FINElement с проектом «Мобильный Агент» и AceLight — с V-banking. Они предложили оригинальные проекты в сфере обслуживания клиентов и получили возможность реализовать их на базе инфраструктуры Народного банка. Также специальный приз от Visa получила команда Limitless с предложением «Бонусный клуб для студентов».

Зачем и кому нужны хакатоны?

Международная платежная система Visa также поддержала идею проведения хакатона. Галым Табылдиев, генеральный менеджер Visa в странах Центральной Азии, выразил уверенность, что хакатон станет продуктивной площадкой для создания и реализации платежных и банковских решений, которые в свою очередь будут способствовать переходу к цифровым форматам платежей.

По его словам, Visa как лидер в сфере инновационных безналичных платежей активно поддерживает разработчиков по всему миру и делится своим опытом, предоставляя доступ к своим технологиям и сервисам на платформе Visa Developer. Это позволяет создавать новые, более простые и безопасные платежные решения финансовым организациям, торгово-сервисным предприятиям и технологическим компаниям.

В любом случае хакатоны позволяют компаниям увидеть и оценить местных разработчиков. А дальнейшая работа позволяет и компании, и стартаперам правильно взаимодействовать.

«Первый хакатон показал, что Народный банк, во-первых, может работать с молодыми разработчиками не по стандартной схеме, и, во-вторых, они создают конкурентный продукт, выгодный банку. И в то же время сами разработчики, даже будучи студентами, получают возможность „обкатать“ свои проекты с большой компанией», — отметил Рашид Дюсембаев, соорганизатор хакатона. По его словам, «ни одна корпорация сейчас не может обойтись без стартапов, потому что, если раньше большая рыба съедала малую, то сейчас быстрая рыба съедает всех остальных. Хакатон — это лучшее средство, для того чтобы соединить корпоративный сектор и молодых разработчиков и стартаперов, получая в итоге новое качество IT-продуктов и решений за очень короткий срок. Именно это может помочь корпорациям стать быстрой рыбой».

Однако все еще остро стоит вопрос уникальности отечественных разработок. Ведь, уверен Рашид Дюсембаев, зачастую казахстанские изобретатели пытаются скопировать модель из Кремниевой долины, но она здесь никогда не будет работать, потому что в нашей стране нет таких условий, нет этой инфраструктуры. Да и уровень инвесторов не так высок, поэтому единственный способ «стрельнуть» у стартапов в Казахстане — это поработать с крупной компанией, которая имеет большую аудиторию и клиентскую группу. Он также пояснил, что в Казахстане среди банков Народный банк задает тренд на рынке. Действительно, у банка однозначно есть амбиции быть технологичным институтом. «Народный банк — лидер на финансовом рынке. Мы понимаем, что для того чтобы оставаться им, нам нужно постоянно двигаться. В этом плане хакатоны становятся отличной возможностью для поиска проектов, полезных для клиентов», — подытожила Умут Шаяхметова.

Пока мы общались с Умут Болатхановной, команды расходились по домам, гордые за свои успехи и благодарные за полученные звания. Впереди у них путь по внедрению решений.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Загрузка...
Перейти на полную версию сайта