USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
87.01$
+0.110
BTC
71318.80$
+1923.600

В Казахстане будет новый формат проведения проверок

Это более чем на треть сократит требования к предпринимателям

Share
Share
Share
Tweet
Share
В Казахстане будет новый формат проведения проверок- Kapital.kz

Как будет работать бизнес после 1 января 2015 года и какие проверки начнутся после завершения моратория? Эти вопросы в настоящее время волнуют практически всех предпринимателей. О новом формате проверок корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказал директор Палаты предпринимателей города Алматы Артур Котенев.

- 1 января 2015 года истекает срок действия моратория по проверкам государственными органами субъектов малого и среднего бизнеса. Что это означает?

- Меня как предпринимателя в первую очередь беспокоит окончание моратория, поэтому хотел бы сегодня поговорить об этом подробнее.

Прежде всего будет отменена практика плановых проверок. Это позволит кардинально пересмотреть формат проведения проверок и сократит количество требований к предпринимателям более чем на 30%. В качестве альтернативы проверкам планируется законодательно закрепить добровольное страхование перед третьими лицами. Также с 1 января 2015 года будет упрощена процедура ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства, на которую приходится почти треть всех проверок в стране.

Должен отметить, что в рамках реализации программы совершенствования налогового администрирования налоговая система вышла на качественно новый этап развития, близкий к международной практике. Особо подчеркну, что в настоящее время действуют системы управления рисками в планировании и организации налоговых проверок. Разработаны и утверждены критерии оценки степени рисков. Кроме того, данные нормы приведены в соответствие с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в РК».

- Расскажите предпринимателям подробнее об этом законе.

- Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» регулирует общие правовые основы госконтроля. Он защищает права и законные интересы лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль.

Что касается периодичности проверок, ее определяет система оценки рисков. Согласно вышеуказанному закону госорганы, в том числе налоговые, относят проверяемые субъекты к группам высокого, среднего либо незначительного риска. При высокой степени риска периодичность плановых проверок составляет один раз в год. При средней степени риска плановые проверки проводятся один раз в три года, при незначительной степени риска – один раз в пять лет.

- Вы упомянули о системе управления рисками. Как она работает?

- Именно система управления рисками (СУР) позволяет на уровне камерального контроля определять налогоплательщиков из категории риска, которые подлежат документальным проверкам в соответствии со статьей 625 Налогового кодекса. СУР также используется при налоговом контроле для подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату, и определения права на упрощенный порядок возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость.

- Безусловно, у налогоплательщиков возникают вопросы, связанные с необходимостью введения СУР. Расскажите о его преимуществах для развития предпринимательства, про определение критериев и методики расчета.

- СУР – это комплекс мероприятий для оценки вероятности неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могут нанести ущерб государству. СУР включает меры, которые применяют органы налоговой службы для выявления и предупреждения риска. На основе результатов оценки рисков осуществляется дифференцированное применение форм налогового контроля.

Суть этого нововведения состоит в том, что частота проведения налоговых проверок, а также применение права налогоплательщиков на упрощенный порядок возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость, напрямую зависит от соблюдения налогоплательщиком налоговой политики. Если налогоплательщик имеет значительное число нарушений и минимальные расходы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, такое предприятие будет проверяться чаще.

- Таким образом, СУР выстроена на основе присвоения определенного балла в зависимости от нарушений?

- Совершенно правильно. Отмечу, что эти баллы выявляются в автоматическом режиме в информационной системе с исключением участия человеческого фактора при формировании плана проверок.

Кроме того, в настоящее время утверждены критерии оценки степени рисков для частного предпринимательства по выполнению норм налогового и других законодательств, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.

- Для чего были разработаны эти критерии?

- Критерии разработаны для определения степени риска налогоплательщиков и отбора действующих налогоплательщиков в разрезе регионов для проведения плановых налоговых проверок. Отмечу, что данные критерии не распространяются на некоммерческие организации. К таковым относятся организации, работающие в социальной сфере, индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, и юридические лица, использующие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

В соответствии с рекомендациями Всемирного банка налоговые органы разработали баллы по критериям риска, которые суммируются для определения общего итога по всем критериям. Результаты общего суммарного итога по всем критериям риска используются для определения и дифференциации налогоплательщиков по степени рисков.

- Сколько всего существует критериев риска?

- Всего методика исчисления определила 7 критериев риска, которые и выявляют неблагонадежность налогоплательщиков.

Первый – это коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения коэффициента налоговой нагрузки.

Второй – осуществление сделок с лжепредприятиями, бездействующими налогоплательщиками и с предприятиями, регистрации которых признаны недействительными в судебном порядке, а также сделки без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.

Третий предполагает выписку счетов-фактур при представлении налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу или налогу на добавленную стоимость с нулевыми показателями или с расхождениями.

Четвертый критерий – это соотношение фонда оплаты труда к совокупному годовому доходу. Пятый – соотношение активов налогоплательщика к совокупному годовому доходу.

Шестой критерий. Если руководитель или (и) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем или (и) учредителем бездействующих налогоплательщиков, лжепредприятий и предприятий, регистрация которых судами признаны недействительными, а также налогоплательщиков, сделки которых признаны без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.

Седьмой критерий риска - это снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах два и более раз в году.

- По какому принципу проходит отбор налогоплательщиков для плановой проверки внутри группы риска?

- Отбор налогоплательщиков на проведение плановой налоговой проверки внутри одной группы риска осуществляется по принципам наибольшего совокупного годового дохода и наибольшей сумме присвоенных баллов. В случае одинаковых сумм баллов и дохода в план проверок включается налогоплательщик, имеющий наибольший непроверенный налоговый период.

Крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, включаются в план налоговых проверок независимо от применения критериев оценки степени рисков. Их отбор проходит по налоговому периоду, не охваченному проверкой в течение четырех и более лет с приоритетом крупных налогоплательщиков, имеющих наибольший размер совокупного годового дохода.

На основании результатов мероприятий системы оценки рисков ежегодно составляется план проведения налоговых проверок. План утверждается приказом министра финансов Республики Казахстан и публикуется на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан до 25 декабря текущего календарного года.

- Что следует ожидать налогоплательщикам от нововведения?

- СУР, впервые введенная в налоговом законодательстве РК, позволит не только усилить контроль над предприятиями с высокими налоговыми рисками, но и уменьшить затраты времени на проведение налоговых проверок на местах и повысить их эффективность. Определение по СУР налогоплательщиков также станет объективным доказательством исполнения их конституционного долга.

В заключение отмечу, что действенность методов СУР обеспечит позитивность налогообложения, которое является подлинным отражением экономической и политической зрелости общества. Вместе с тем главным приоритетом в деятельности органов налоговой службы станет защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства.

- Назовите основные показатели работы Палаты предпринимателей города Алматы в уходящем году.

- Я как юрист уделяю особое внимание защите прав предпринимателей. В 2014 году мы рассмотрели 323 проблемных вопроса от представителей МСБ. По итогам рассмотрения этих обращений в пользу предпринимателей взыскано средств на сумму 520 млн тенге. В том числе мы отменили административные штрафы на сумму более 310 млн тенге, излишне наложенные 57 млн тенге налоговых обязательств и возвратили незаконно взысканные госорганами 142 млн тенге. Мы сняли незаконные аресты со счетов 7 предпринимателей и отменили 2 незаконно назначенные проверки субъектов МСБ.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.