USD
446.49₸
-0.910
EUR
475.38₸
-2.170
RUB
4.79₸
+0.030
BRENT
87.39$
+0.040
BTC
63869.30$
-237.900

Как справиться с мошенниками в страховании

Глава Ассоциации страховщиков Казахстана Виталий Веревкин поделился с Kapital.kz своим видением

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как справиться с мошенниками в страховании- Kapital.kz

Как стало известно «Капитал.kz», до 20% страховых выплат по договорам ГПО страховые компании несут по причине заведомого мошенничества. Эту цифру изданию назвал Виталий Веревкин, председатель Ассоциации страховщиков Казахстана.

— Насколько серьезный ущерб страховым компаниям наносят подобные случаи?

— Ущерб ли это, если действия мошенников грамотно «упакованы»? Тогда это лишь страховой случай. Проблема в том, что когда страховщик считает тариф, он исходит из адекватной статистики и может не брать в расчет размеры мошенничества, поскольку они достоверно не известны. А когда случай происходит и он мошеннический, он находится, так скажем, за пределами статистики, по которой страховщик взял деньги. Соответственно, экономика страхования нарушена, нарушаются интересы акционеров, менеджмента. В итоге страховая компания, чтобы обеспечить финансовую устойчивость, на следующем клиенте должна брать больше денег. Можно сказать, что круг пострадавших растет.

— То есть страховые премии, которые клиенты платят компаниям, должны быть ниже?

— Могли бы стать несколько ниже, но насколько — сложно сказать. Опять же, мошенничество мошенничеству рознь. Есть щипачи, которые не делают больших убытков, но делают мелкие и достаточно часто. Это большая проблема, вроде там 50−60 тысяч на один страховой случай. А если компания выплачивает компания 100 убытков в месяц? Вот тебе и сумма, вот тебе и размеры.

— Кто занимается организацией подобных схем?

— Да любой гражданин может этим заняться, если задастся вопросом, как получить по страховому случаю немножко больше. Это же классика жанра. Но есть и организованные группы, которые серьезно работают. Они организуют крупные страховые случаи, которые документально оформляются настолько филигранно, что уличить их в мошенничестве практически невозможно. Это совсем другой уровень, несопоставимый с мошенничеством со страховкой ГПО владельца автомобиля. Их любимая тема — товары на складе, перевозка крупных партий груза. Но бывают и сопутствующие обстоятельства, к примеру, после пожаров на складах уцелевшие остатки товара растаскивают складские работники, потом эти потери списывают как уничтоженные в результате страхового случая.

— Мошенничество со страховкой — известный сюжет. Есть ли у нас следователи, способные к раскрытию таких преступлений?

— Конечно, есть, и очень серьезные. Но предавать огласке схемы мошенничества и способы их раскрытия никто не станет.

— Возможно, нужна отдельная статья в Уголовном кодексе, учитывающая мошенничество со страховкой?

— Наличие специальной статьи за страховое мошенничество, как это реализовано в России, конечно, необходимо, но этого мало. Под нее же надо будет делать доказательную базу, и вообще выстраивать систему противодействия страховому мошенничеству. В качестве противодействия очень эфективным было бы наладить тесное взаимодействие страховых компаний с Государственным кредитным бюро, где аккумулируется вся информация о страховом рынке, всех страховых случаях и учстниках страховых случаев. В этой базе можно много интересного увидеть, в том числе и выявить взаимосвязи между совершенно разными страховыми случаями, и уже понимать случайные неслучайности.

— Зачем хранить информацию о страховых случаях и как это поможет в борьбе с мошенниками?

— Чтобы понимать, какие случаи с каким имуществом были до того, как к тебе пришел этот человек, где он раньше возможно уже был участником какого-либо страхового случая. Не ходит ли он с одним автомобилем по страховым компаниям, где получает деньги по одним и тем же повреждениям. Дальше можно проводить анализ. Наверняка можно увидеть связи между какими-то людьми, которые попадают часто в аварии. Допустим, попал один человек в ДТП с тремя разными людьми. А каждый из них тоже раньше попадают каждый месяц в ДТП. И сразу можно вычислить, кто с кем общается, увидеть целое сообщество. Это все прослеживается, накопленный массив информации уже позволяет это делать. Вполне возможно, что есть люди, которые еженедельно получают выплаты в разных страховых компаниях. Но есть и такие, кто работают тоньше, меняют машины, но группу, сообщество на основе связей можно выявить. Мошеннические комбинации рано или поздно проявляются, всегда есть какой-то сценарий. Как только мошенники нащупывают безотказную схему, им остается просто менять местами людей и объекты, а все остальное как шаблон работает до определенного момента. А еще мы давно говорим, что надо хранить в базе фотографии поврежденных транспортных средств, это очень помогает в расследовании случаев страхового мошенничества. Необходимо исключить случаи, когда владелец битого автомобиля может получить несколько страховых выплат, даже не меняя характер повреждений.

— Не могу удержаться от предположения, что такой порядок вещей вовлекает в мошенничество и работников страховых компаний, к примеру, страховых комиссаров.

— Такие примеры в практике существуют и у нас, и за рубежом. И снова напоминает о необходимости выстраивания системы противодействия мошенничеству. Способов и положительных примеров таких очень много. Могу в пример привести одного страховщика, который принципиально изменил порядок определения величины страховой выплаты. Аварийные комиссары на местах в регионах производят только осмотр транспортных средств, все расчеты выполняются с использованием лицензионного программного обеспечения, в котором соблюдаются требования завода-изготовителя автомобиля. При этом расчетчик и клиент никак не контактируют. Это дало очень хороший экономический результат, потому что расчеты легко перепроверить и исключается сговор между участниками процесса.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.