USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
87.14$
+0.390
BTC
70647.20$
+1252.000

Какие ниши привлекательны для инвестиций в туризм

Варианты для Алматы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какие ниши привлекательны для инвестиций в туризм- Kapital.kz

Иностранные туристы (из Европы и Азии) выбирают Алматы прежде всего как место, где можно встретить первозданную природу, история как причина туристической поездки их интересует в меньшей степени. Для туристов из стран СНГ пока нет однозначных причин приезда, кроме встречи с родственниками или посещения родины. Для казахстанцев, проживающих в других городах страны, Алматы — место для самого себя и друзей. Для казахстанцев мегаполис — это место, кардинально отличающееся от того города, в котором они живут, потому что здесь: лучше погода (тепло), другая природа (есть горы, много зелени, нет степи), здесь много разных развлечений. У 35% казахстанцев есть родственники и друзья в Алматы, и это также становится причиной приехать сюда. Такие выводы были сделаны экспертами туристского информационного центра Visit Almaty.

Туристы скрывают цели

«Мы провели исследование в мае этого года, в нем приняли участие казахстанские и международные туристы. В опросе задействовали более 15 локаций: аэропорт, вокзалы, информационные точки Visit Almaty и популярные достопримечательности региона. Опросы продолжаются по сей день, так как полный портрет туриста может быть сформирован по завершении четырех сезонов. Турист меняется в зависимости от сезона, например, весной приезжают любители активного отдыха, летом — семьи, осень обычно привлекает бизнес-туристов, зима — любителей горнолыжного спорта», — комментирует Камила Лукпанова, директор ТИЦ Visit Almaty.

Около 30% посетителей Алматы приезжают из России, это число стабильно от года к году. «Ситуация по сбору статистических данных не отражает реальной картины, значительная часть индустрии находится в тени. Например, не все сдают квартиры легально», — говорит спикер. Сейчас нет четкой картины по структуре туристов по странам с учетом целей поездки. Текущая пограничная статистика не отражает реальной картины. С учетом данных по размещению очевидно, что указание цели приезда туристы считают формальностью.

Из общих данных мы можем выделить топ-10 стран с наибольшим потоком, которые также включают туристов из соседних государств, — Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Турция, потоки из этих стран являются не туристическими, а рабочими.

Иностранных туристов становится больше

Сейчас сложно говорить о реальных абсолютных показателях количества туристов в Алматы, в том числе иностранцев, прибывающих из других городов РК, а также пересекающих госграницу не в городе, из-за отсутствия всестороннего учета их количества.

За последние 3 года наблюдается стабильное увеличение потока иностранных туристов. По имеющимся данным, в 2017 году поток увеличился на 22% по сравнению с 2016 годом. Параллельно наблюдается рост потока внутренних туристов как по местам размещения (на 27%), так и по увеличению внутренних перевозок авиатранспортом (на 13%). Вместе с тем из общего числа зарегистрированных въезжающих в Алматы гостей только 18% проживают в гостиницах. Очевидны сезонные пики с мая по октябрь (70% внутренних туристов приезжают в город именно в этот период).

Отдых или бизнес?

Суммируя данные из разных источников, можно предполагать, что среди иностранных посетителей в Алматы преобладает доля бизнес-туристов — их не менее 50−55%, доля частных туристов (VFR) — около 40%, реальных туристов — 3−5%. Реальные туристы — это те, кто указал в миграционных карточках туризм как цель.

Среди казахстанцев преобладает доля частных (VFR) — не менее 70%, бизнес-туристов — 20%, реальных туристов — 10%.

Международный опыт показывает, что для достижения желаемых показателей по вкладу туризма в ВРП необходимо стремиться к увеличению доли реальных иностранных туристов, которые приезжают с целью отдыха и готовы тратить на это деньги.

В среднем по году места размещения загружены на 32% (официально, по факту оценочно в 1,5 раза выше), турист проводит в отелях 3 дня, при этом в пиковые периоды (лето) загрузка увеличивается почти на 40% по сравнению с зимой. В среднем загрузка отелей, по данным департамента статистики г. Алматы, в первом квартале составляет 28,3%, во втором — 32,7%, в третьем — 36%, в четвертом квартале — 26,2%, по данным департамента статистики города Алматы.

Достаточно высокий уровень пользования гостиницами среди иностранных граждан — не менее 70% (не учтены те, кто проводит в Алматы менее одной ночи).

Несмотря на невысокую загрузку сейчас, можно говорить о возможном будущем ограничении (особенно в сезон) в случае увеличения продолжительности пребывания туриста.

Не менее 6 дней — как в Грузии

В бенчмарке близких к Казахстану стран можно увидеть закономерность — в странах с повышенным вкладом туризма в ВВП преобладает доля внешних туристических потоков (трат). Для достижения желаемого уровня вклада туризма в ВВП доля внешнего турпотока по расходам должна составить не менее 60%.

В отдельных городах мира — например, в Праге и Дубае — доля внешнего турпотока в доходах составляет 88% (прямой вклад туризма в ВВП — 5% и 9,4% соответственно). В Грузии средняя продолжительность пребывания туриста из России — 12,8 дня, из Украины — 14,6 дня, а средняя продолжительность пребывания в странах, похожих на Казахстан, — 6,5 дня.

«Привлекательно следующее: средняя продолжительность пребывания у нас туриста из Европы — 6,1 дня, тогда как в других странах он отдыхает 11 дней, из Азии — 6,4 дня, в других — 9, средняя продолжительность пребывания туристов из СНГ- 5,6 дней, в других странах — 10. То есть однозначно есть, куда расти», — комментирует Камила Лукпанова.

Развернутое предложение по отдельным направлениям туризма (отдых, бизнес) позволит как увеличить продолжительность пребывания, так и повысить в целом привлекательность дестинации для туристов с разными целями.

Куда инвестировать в туризме?

По словам Камилы Лукпановой, в числе перспективных ниш для инвестиций в сфере туризма можно выделить сферу HORECA. «Здесь особенно важны форматы, которые обладают наибольшим потенциалом для развития, — отели уровня 3 звезд, хостелы, гостевые дома, а также этнопроекты с национальными активностями», — говорит Камила Лукпанова.

Наблюдается нехватка сувениров и различной продукции — гастрономической (интересные предложения по продаже меда, жента, курта, шоколада и т. д.) и практичной (одежда, аксессуары, посуда), и это тоже может стать бизнес-идеей. «Нам важно, чтобы город был максимально дружелюбен к туристам, мы должны показывать им наше гостеприимство, радушие и находить особый подход к каждому путешественнику. Таким образом, мы считаем правильным решением развивать индивидуальные туры, отходить от стандартного подхода, потому что видим, что путешественники находятся в поиске необычных туристических программ, и мы рады будем их предоставить», — заключает Камила Лукпанова.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
8027
Как развивается сфера туризма

Председатель Комитета туристской отрасли при президиуме НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева поделилась мнением о том, что нужно сделать для дальнейшего роста этой сферы в РК

Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.