USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
62764.80$
-1028.700

Как изменились цены на продукты, лекарства, электронику и стройматериалы

В PwC представили анализ по итогам 2023 года

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

С декабря 2022 по декабрь 2023 года в среднем цены выросли на 10% на основные продукты питания, на 3% – на лекарства и медикаменты, на 11% – на электронику и бытовую технику и на 24% – на строительные материалы. Об этом говорится в исследовании PwC «Анализ изменения цен в Республике Казахстан», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Анализ был проведен в январе 2024 года.

«В феврале 2023 года, по данным Бюро национальной статистики (БНС), уровень инфляции достиг 21,3%, что является максимальным значением за последние 26 лет – с 1997 года уровень инфляции не превышал отметки 20%», – подчеркивает партнер и руководитель консультационной практики PwC в регионе Евразия Наталья Лим. После достижения пикового значения уровень годовой инфляции начал постепенно снижаться и составил 9,8% по итогам декабря, добавляет она.

Основные продукты питания

«Темпы роста цен на продукты питания в годовом выражении остались прежними (10%) – аналогичный темп роста был отмечен в первом полугодии 2023 года», – резюмирует Наталья Лим.

По данным БНС, в декабре 2023 года инфляция за год замедлилась и составила 9,8%, что на 10,5 процентного пункта ниже аналогичного периода 2022 года, замечают в PwC. Цены на продукты питания в декабре 2023 года выросли на 9% по сравнению с январем того же года. Этот прирост значительно меньше в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, когда с января по декабрь 2022 года увеличение составило 40%. В целом годовое изменение цен в декабре 2023 года равняется 10%.

Ниже представлено изменение цен на основные продукты питания местного и зарубежного производства в декабре 2023 года к декабрю предыдущего года. В PwC пдчеркивают, было проанализировано 3487 уникальных единиц товара.

В PwC отмечают значительный годовой рост цен в нескольких подкатегориях товаров: сыр (+48%), сливочное масло (+47%) и помидоры (+47%). Это изменение объясняется расширением ассортимента товаров на рынке, в основном за счет появления импортных продуктов, а также влиянием сезонных колебаний цен на овощи и фрукты. Однако цены на такие товары, как: хлеб (-40%), мясная консервация (-34%) и свекла (-24%) снизились.

На рынке импортных товаров наблюдается общий рост цен на 8%. Наибольший прирост стоимости продемонстрировали сливочное масло (+75%), бананы (+72%) и рис (+56%). «Продукция казахстанского производства также подорожала на 10%. Среди отдельных локальных товарных категорий с наибольшим увеличением цен выделяются макаронные изделия (+58%), сыр (+49%), а также помидоры (+47%)», – обращают внимание в PwC.

Как изменились цены на продукты, лекарства, электронику и стройматериалы 2786465 - Kapital.kz

По информации БНС, общий объем импорта продовольственных товаров с января по ноябрь 2023 года составил около 4,4 млрд долларов. Из этой суммы на сахар, шоколад и мучные изделия приходится наибольшая доля в 18% (по 6% на каждую из категорий). При этом объем импорта некоторых продуктов питания* в количественном выражении (в тыс. тонн/литров) вырос с января по ноябрь 2023 года в среднем на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, тогда как объем импорта этих продуктов в денежном выражении снизился на 7%, составив примерно 377 млн долларов.

Как изменились цены на продукты, лекарства, электронику и стройматериалы 2786467 - Kapital.kz

* Согласно предварительным данным stat.gov.kz, включая:
- воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков товарной позиции 2009;
- пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные;
- фрукты и орехи, подвергнутые или не подвергнутые тепловой обработке в кипящей воде или на пару, замороженные, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ;
- мука из зерна прочих злаков, кроме пшеничной или пшенично-ржаной;
- крупа, мука грубого помола и гранулы из зерна злаков;
- какао-порошок без добавок сахара или других подслащивающих веществ;
- чай со вкусоароматическими добавками или без них;
- молоко и сливки, несгущённые и без добавления сахара или других подслащивающих веществ.

Лекарства и медикаменты

Анализ изменения цен на лекарства и медикаменты в Казахстане показал, что средняя стоимость увеличилась на 3% в декабре 2023 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако динамика цен в разрезе категорий медикаментов значительно отличается: препараты от боли и воспалений показали рост в 9,6%, в то время как цены на препараты для желудка, кишечника и печени снизились на 5,1%. Анализ включал 740 уникальных единиц товара, сообщают в PwC.

Как изменились цены на продукты, лекарства, электронику и стройматериалы 2786471 - Kapital.kz

В течение 2023 года на фармацевтическом рынке РК наблюдался умеренный рост стоимости лекарств в категориях обезболивающих и противовоспалительных, противомикробных препаратов, средств от простуды и насморка. В таблицах ниже отражены пять наименований товаров, стоимость которых продемонстрировала наибольший рост и снижение с декабря 2022-го по декабрь 2023 года.

Как изменились цены на продукты, лекарства, электронику и стройматериалы 2786473 - Kapital.kz

Электроника и бытовая техника

Анализ изменения цен на электронику и бытовую технику включает в себя такие подкатегории, как смартфоны и гаджеты, ноутбуки и компьютеры, ТВ, аудио, видеотехнику и бытовую технику. Анализ включал 4008 уникальных единиц товара, делятся в PwC.

В целом результаты анализа показали повышение цен на 11% в декабре 2023 года к декабрю предыдущего года. Такая динамика может быть обусловлена тем, что эта категория товаров имеет специфический подход к определению ценовой политики – в большинстве случаев снижение цен происходит из-за выхода новых моделей техники.

В PwC обращают внимание на увеличение цен в таких категориях товаров, как аудиотехника (+35%), хранилище данных (+25%), планшеты и электронные книги (+24%). Рекордный рост цен показали товары категории «умный дом» (+4400%), что обусловлено появлением на рынке новой дорогостоящей продукции, в частности электронных замков с функцией распознавания лиц, которые импортируются из Нидерландов. «Интересно отметить, что снижение цен наблюдается исключительно в категории периферийные устройства (-3%)», – говорится в отчете.

Как изменились цены на продукты, лекарства, электронику и стройматериалы 2786478 - Kapital.kz

Около 82% товаров, попавших в анализ (4008 уникальных единиц), включают в себя товары из таких стран, как Китай (27%), США (21%), Южная Корея (18%), Тайвань (10%) и Япония (6%). Наибольший прирост цен отмечен у товаров из Японии (4%). При общем снижении цен на смартфоны и компьютеры из других стран цены на технику этих категорий, произведенных в Японии, повысились на 6% и 16%, соответственно.

Как изменились цены на продукты, лекарства, электронику и стройматериалы 2786480 - Kapital.kz

Строительные материалы

Анализ данных выявил, что в декабре цены на строительные материалы повысились на 24% по сравнению с декабрем предыдущего года. Самое значительное повышение цен наблюдалось в подкатегориях крепежные изделия и метизы (69%), строительная химия (44%), а также цепи, веревки и канаты (43%). Сравнительный анализ изменений цен в различных странах показал что продукция, поступающая из Польши и Финляндии, подорожала больше всего – на 71% и 57%, соответственно. В рамках анализа была рассмотрена 1951 уникальная единица товаров.

Как изменились цены на продукты, лекарства, электронику и стройматериалы 2786483 - Kapital.kz

Методология и подход к анализу

Основные продукты питания

В анализе были использованы данные по продуктам питания в крупных онлайн-магазинах*, включающие категории, подкатегории и наименования. Категории и подкатегории продуктов в основном были выбраны из перечня минимальной продуктовой корзины (всего 9 категорий и 38 подкатегорий) с условием наличия достаточного количества данных за период с декабря 2022-го по декабрь прошлого года.

*В 2023 году ассортимент товаров, представленных в крупных онлайн-магазинах, был значительно расширен. Из-за этого в отчете за 12 месяцев 2023 года был увеличен объем данных и произведены корректировки в группировке товаров для более точного отражения товарной корзины.

«Наш анализ сфокусирован на продуктах питания низкого ценового диапазона. Таким образом, в анализ попали продукты, чья цена не превышала сумму минимальной цены и 25%-й разницы между минимальной и максимальной ценой», – сообщается в исследовании PwC. Расчет средней цены по каждой подкатегории продуктов был проведен следующим образом:
- определение и удаление наименований продуктов, цена которых лежит аномально далеко от других цен в наборе данных;
- определение и удаление продуктов, превышающих низкий ценовой диапазон;
- расчет средней цены по подкатегориям продуктов в каждом анализируемом периоде.

Остальные категории товаров

Анализ также включал в себя такие категории, как лекарства и медикаменты (всего 7 категорий), электроника и бытовая техника (всего 4 категории и 17 подкатегорий), строительные материалы (всего 11 категорий). Эти категории были проанализированы в период с декабря 2022-го по декабрь 2023 года.

Чтобы проанализировать изменение цен в этих категориях, в PwC сравнили цены аналогичных товаров из-за невозможности привести такие товары к единой единице измерения. Выборка товаров была сделана таким образом, чтобы одни и те же товары присутствовали в большинстве анализируемых периодов/месяцев. При этом анализ учитывает только те категории и/или подкатегории товаров, чей удельный вес в общем количестве анализируемых товаров является не ниже определенного лимита, который отличается для различных категорий товаров. Для экстраполяции недостающих данных были взяты средние значения цен и изменения цен на товары той же категории с учетом бренда, страны производства, категории и/или подкатегории.

Подход также включает определение и удаление на разных этапах анализа товаров с аномальной разницей в цене в течение различных периодов. Для оценки фармацевтического сегмента из перечня рассматриваемых продуктов были исключены медицинские изделия высокой ценовой категории.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.