USD
442.05₸
EUR
474.14₸
RUB
4.74₸
BRENT
83.83$
+0.220
BTC
57038.60$
-769.100

У Казахстана есть хороший шанс стать индустриальным – Бекнур Несипбаев

Доля автомобильной промышленности в ВВП РК в 2022 году составила 1%, может ли ведущая отрасль машиностроения давать больше и локализоваться глубже?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Hyundai Trans Kazakhstan

Фото: Hyundai Trans Kazakhstan

Пандемия и геополитическая ситуация ускорили процесс деглобализации экономики. При этом, учитывая взаимозависимость государств в структуре отраслевых рынков, в части логистики, обмена информацией и технологиями, а также широкую географию размещения производств, к полному разрыву экономических связей мир не готов.

Дискутируя на тему преимуществ и рисков, связанных с трендами последних лет, эксперты в области экономики отмечают позитивные стороны глобализации, дающей доступ к ресурсам разных стран и стимулирующей мировой прогресс, а потому призывают мировое сообщество действовать взвешенно, прежде чем категорически отказываться от таких возможностей.

Вместе с тем, по мнению экспертов, глобализация ведет к потере промышленного потенциала отдельной страны, вследствие чего наступают стагнация малого и среднего бизнеса, деградация экономики, падение уровня доходов населения и другие негативные последствия. Кризис последних лет на практике показал, как государство может в одночасье лишиться того или иного продукта, его компонентов или сырья, поставляемых из-за рубежа.

«В очень сжатые сроки по разным причинам с рынка могут уйти те или иные бренды, и зачастую уходят они вместе со своими компетенциями и персоналом, – говорит Артур Мискарян, генеральный директор казахстанского Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка. - Локальные же поставщики товаров, компонентов или сырья обеспечивают определенный уровень безопасности местного производства и стабилизацию цен на эту продукцию, потому как закупки сырья или отдельных компонентов осуществляются в национальной валюте».

У Казахстана есть хороший шанс стать индустриальным – Бекнур Несипбаев  2222572 - Kapital.kz

Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности, которая играет важную роль в развитии мировой экономики – машиностроение. По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, на отрасль машиностроения приходится порядка 50% глобального экспорта товаров обрабатывающего сектора (в Японии – 68%, Китае – 56%, Германии – 55%, США – 53%, Канаде – 35%).

В Казахстане первая по величине отрасль машиностроения – автомобилестроение, с долей 38,6% в 2022 году. Всего в прошлом году в республике продали 123,8 тыс. автомобилей, из них 77% или 94,7 тыс. машин выпустили отечественные предприятия.

«Автомобильная промышленность – одна из наиболее сложных и интегрированных в мире, она объединяет в себе различные технологии и процессы, включая производство материалов, компонентов, металлообработку, электронику, механику, информационные технологии», – отмечает Ильяс Оспанов, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

По словам вице-министра, Казахстан намерен максимально локализовать автопром, для этого отраслевое министерство, с одной стороны, оказывает поддержку производителям с целью их развития, с другой – выдвигает жесткие требования: организация производства полного цикла мелкоузловым методом с операциями по сварке и окраске кузова, что стимулирует развитие отечественной автомобильной отрасли в целом.

У Казахстана есть хороший шанс стать индустриальным – Бекнур Несипбаев  2222577 - Kapital.kz

Таким образом, сегодня Казахстан находится на решающем этапе по локализации, когда предприятия должны осваивать мелкоузловое производство и пошагово переходить на использование компонентов отечественного производства. К слову, в Корее путь от сборки автомобилей зарубежных брендов до создания собственного производства занял почти 30 лет. Свой многолетний путь становления автопрома прошел Китай, который за последние годы совершил прорыв в автомобилестроении и все же использует некоторые комплектующие зарубежных поставщиков, и вместе с тем продолжает развивать собственное производство компонентов.

Казахстанский автопром прошел пандемийный кризис и набирает обороты по локализации в условиях нового вызова – геополитического. В следующем году «Астана Моторс» планирует запустить в Индустриальной зоне Алматы производственный комплекс по выпуску автокомпонентов для автомобилей Hyundai, а в 2025 году также в Алматы начнет работать мультибрендовый завод полного цикла по производству автомобилей китайских брендов. 90 тыс. единиц легковой техники в год здесь будут производить «с нуля».

«Отечественные предприятия должны перейти на мелкоузловое производство, и следующим шагом станет локализация автокомпонентов. Тогда автоиндустрия значительно нарастит долю в структуре валового продукта, даст импульс для развития МСБ и взрастит поколение квалифицированных кадров», – говорит Бекнур Несипбаев, CEO «Астана Моторс».

Напомним, дочернее предприятие компании «Астана Моторс» Hyundai Trans Kazakhstan начало выпускать автомобили в Алматы в 2020 году и освоило сварку и окраску двух моделей. Компания намерена полностью перевести завод на мелкий узел и использовать комплектующие как собственного производства, так и других казахстанских предприятий, которые уже проявляют интерес к сотрудничеству с автопромом.

У Казахстана есть хороший шанс стать индустриальным – Бекнур Несипбаев  2222582 - Kapital.kz

«У Казахстана есть хороший шанс стать индустриальным. Мы видим этот потенциал, осваиваем мелкоузловое производство автомобилей и локализуем автокомпоненты. Например, с 2024 года на новом заводе в Алматы мы начнем производить сиденья с операциями по литью наполнителей на специальных пресс-формах», – рассказывает Бекнур Несипбаев.

Он также приводит пример эффективности локализации автокомпонентов как для бизнеса, так и для потребителей.

«При поставке на наш действующий завод Hyundai Trans Kazakhstan из Кореи в один контейнер сейчас помещается 30 комплектов автомобильных сидений. Когда мы запустим свой завод по производству сидений, определенные запчасти будем производить в Алматы и только часть из них будем получать из Кореи. В этом случае, для сравнения, в один контейнер можно уместить запчасти на 60 комплектов сидений, то есть в два раза больше. Экономия на логистике в итоге положительно отразится на конечной стоимости автомобиля»,резюмирует CEO «Астана Моторс».

У Казахстана есть хороший шанс стать индустриальным – Бекнур Несипбаев  2222586 - Kapital.kz

В качестве успешного примера роли автомобильной отрасли в развитии экономик разных стран Бекнур Несипбаев приводит Чешскую Республику с населением 10,7 млн человек и долей автомобилестроения в ВВП страны 10%. В 2022 году Чехия произвела 1,2 млн автомобилей. Словакия с населением 5,5 млн человек произвела 1,1 млн автомобилей в прошлом году. Доля автопрома в ВВП здесь занимает 14%.

Партнерский материал

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.