USD
441.58₸
+0.170
EUR
480.00₸
+2.220
RUB
4.86₸
+0.020
BRENT
83.65$
-0.160
BTC
66003.40$
+596.000

Рамиль Мухоряпов: Мы не планируем давать эксклюзивы ни одному из банков

В апреле Chocofamily Holding намерен запустить новый сервис - Choco-лимит

Share
Share
Share
Tweet
Share
Рамиль Мухоряпов: Мы не планируем давать эксклюзивы ни одному из банков- Kapital.kz

Этот год станет для холдинга Chocofamily прорывным, выручка вырастет как минимум в два раза. О таких прогнозах в интервью центру деловой информации Kapital.kz сказал CEO и сооснователь Chocofamily Holding Рамиль Мухоряпов. Он также рассказал о новом сервисе Choco-лимит, прокомментировал результаты размещения облигаций на AIX и структуру расходов холдинга.

- Понятно, что результаты 2020 года были не такими, как предполагалось в начале года. Тем не менее – можете рассказать о финансовых показателях? Какие проекты стали наиболее прибыльными, а какие – убыточными?

- В 2020 году консолидированно мы практически повторили выручку 2019 года. Часть проектов уверенно выросла – на 77% по выручке Chocofood.kz, на 88% – «Рахмет», на 16% – Lensmark.kz. Думаю, что наши Aviata/Chocotravel – это вообще мировой феномен 2020 года. Судите сами: несмотря на то что мы фактически не работали 2 месяца (самолеты не летали, поезда не ездили), несмотря на большой объем возвращенных билетов, выручка просела лишь на 10% по году. Для сравнения: выручка американской Expedia просела на 56%, а китайского аналога Trip.com – на 60%. Что еще более удивительно, за 2020 наша прибыль выросла на 20% - думаю, что ни один другой тревел-агрегатор мира таких цифр не показал.

Нам удалось нарастить долю с 20% до 30% на рынке продаж авиабилетов, и с 10% до 21% в ж/д, а также более чем в два раза вырасти по объему продаж в b2b-сегменте, где весь рынок очень сильно упал. На конец года мы продавали в штуках на 56% больше билетов, чем год назад – правда выручка все равно просела, поскольку это были недорогие билеты на внутренние перелеты. В тревел-сегменте сейчас наблюдается эффект сжатой пружины – мы ждем открытия международных рейсов, открытия стран с точки зрения выдачи виз – ожидаем рост выручки за счет международного направления примерно на 40-50%.

Безусловно, прорывным 2020-й стал для нас с точки зрения запуска новых стримов. Мы запустили доставку продуктов за 10-15 минут «Рядом» – пока первую точку – завершаем тесты и готовимся к масштабированию. Почти готовы еще 2 стрима – кредитный и b2b-логистический сервис «Ракета». В марте-апреле стартуем.

В целом ожидаем, что 2021 год будет прорывным для холдинга – планируем минимум двукратный рост выручки.

- В конце прошлого года «Chocofamily Holding» разместил на AIX облигации на сумму $15 млн. Можете прокомментировать результаты размещения?

- Выпуск облигаций интернет-компанией – безусловный прецедент для рынка. Мы рады, что показываем пример открытости и инвестиционной привлекательности. На текущий момент продано около 70% объема размещения. Ресурсов у компании достаточно для дальнейшего активного роста. Сейчас ведем переговоры с рядом фондов о возможном эквити-раунде – будем ли продавать оставшийся объем облигаций, наращивая долг, или все же предпочтем капитал – это решение примем в ближайшие 2-3 месяца.

- А как планируете перестроить работу компаний и сервисов? 

-  В начале 2021 года мы сели с фаундерами Chocofamily и решили максимально критично взглянуть на то, как работает компания. Увидели целый ряд неэффективностей и принялись их устранять, стали более требовательны к директорам направлений. Вот, к примеру, у руководства той же Aviata/Chocotravel в теории мог быть очень убедительный аргумент, почему не были достигнуты цели года – COVID-19. Ребята могли бы показать статистику международных аналогов, которые попадали на 50-60%. Но вместо этого команда показала результат – рост доли рынка, количества проданных билетов и прибыли. К сожалению, не во всех наших стримах мы были довольны результатами – вместе с командами пришли в том числе к кадровым переменам. Зато теперь все знают новый принцип оценки результативности – no excuse for no results.

- В Нур-Султане и других городах будете развивать проект «Рядом» и строить такие склады?

- «Рядом» находится на этапе теста концепта – налаживаем экономику одной точки. Цель – до конца 2021 года покрыть Алматы Нур-Султан сервисом. Наш концепт: доставим быстрее, чем ты сам сходишь за продуктами. По тем же ценам, что в магазинах у дома. Сейчас быстрее нас продукты не доставляет никто. В 80% случаев – до 15 минут. Задача у нас непростая – на низком среднем чеке (меньше 2000 тенге) предложить бесплатную доставку. Пока доставку субсидим. В целом мы в Chocofamily привыкли работать вдолгую. Не ожидаем быстрых достижений, но в конечном счете не сомневаемся в успехе.

- Ранее говорили о новом сервисе «Choco кредит». Когда он будет работать и на кого рассчитан? 

-  Кредитный Choco-лимит запустим в апреле. На старте будет подключен один банк, до конца года хотим вовлечь 4-5 банков. Кредитный лимит даст возможность пользователям Choco-экосистемы пользоваться кредитными деньгами, причем скоринг будет через одно окно сразу в нескольких банках. 

Мы рассчитываем, что это увеличит одобряемость (хотелось бы дойти до 70-80%), а также снизит стоимость заимствований для наших пользователей по сравнению с другими банками. Обращу внимание, что мы не планируем давать эксклюзивы ни одному из банков – хотим выстроить прозрачные отношения с равными условиями на нашей платформе. Также не планируем устраивать аукционы в формате – «кто больше нам заплатит – тот и получит лучшие условия». Наша комиссия будет для всех одинакова. Всю выгоду попросим направить нашим пользователям – лучшая в стране одобряемость, лучшие условия кредитования.

- В прошлом году во время локдауна вы говорили о том, что сократили маркетинговые бюджеты, отказались от аренды площадей и строительства офиса. Как в 2021 году структура расходов изменилась? Что из сокращенных статей расхода вернули, какие – все еще заморожены?

- В 2020 году по факту мы выросли в штате, открыли новый офис для Aviata/Chocotravel, 8 региональных офисов. Нас очень радует, что в холдинге сложилась здоровая структура расходов – уже около 70% ФОТ (фонд оплаты труда - Ред.) приходится на продуктовые команды, занятые разработкой новых продуктов.

Размер нашего маркетингового бюджета на 2021 год  планируется больше, чем размер убытка по EBITDA – что говорит о том, что мы полностью сможем окупать все расходы, кроме части маркетинговых инвестиций (у маркетинга в е-commerce компании – инвестиционная сущность). Команда в 2021 году подрастет на 10-15%, вопрос увеличения офисных площадей вновь актуален – сейчас его рассматриваем.

- Как вы оцениваете антикризисную поддержку бизнеса в целом, и в частности – поддержку IT-компаний? Какие меры были бы эффективными сейчас?

- Считаю, что государство четко отработало с ИТ-сектором в период COVID-19. Льготы по налогам на ФОТ помогли нам сохранить ключевую часть команды, когда было тяжело, смягчить падение выручки.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.