USD
444.14₸
+0.770
EUR
477.05₸
+2.560
RUB
4.85₸
+0.020
BRENT
82.84$
BTC
62860.80$
+3471.600

Идею с AR-открытками можно превратить в отдельную бизнес-модель

Как бизнесмен Владислав Дударев создал открытки с виртуальной реальностью и осваивает с ними зарубежные рынки

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

В городах, куда приезжает много туристов, продаются тонны открыток, их привозят с собой из путешествия, чтобы для галочки подарить знакомым, дальним родственникам. Они в свою очередь принимают их с улыбкой, но вскоре в лучшем случае делают их закладкой в книге, в худшем – просто выбрасывают. С помощью технологии дополненной реальности (augmented reality, AR) обычная безделушка превращается в источник эмоций для людей, считает создатель AR-открыток под брендом Qwazar, бизнесмен Владислав Дударев. Чуть больше года назад вместе со своей командой он разработал и запустил первую версию Kazar только для Казахстана, а затем решил выйти на международный рынок, создав Qwazar и превратив идею с открытками в отдельную бизнес-модель.

- Владислав, как открытки оживают?

- Сама открытка обычная, все дело в мобильном приложении, мы создали его на основе дополненной реальности. Кладете на ладонь открытку, например, с изображением Вознесенского собора в Парке 28 гвардейцев-панфиловцев, запускаете приложение на смартфоне, наводите телефон на картинку с храмом, и он «вырастает» в пространстве, становится объемным. У каждой 3D-модели есть озвучка для того, чтобы можно было больше узнать о достопримечательности на открытке. Есть еще видеоконтент, который также отражается с помощью мобильного приложения.

Идею с AR-открытками можно превратить в отдельную бизнес-модель 562108 - Kapital.kz

- На открытках я могу посмотреть объект со всех сторон – сбоку, спереди, сзади, сверху. А внутрь, например, мечети Хазрет Султан можно войти?

- Не всякий телефон позволит это сделать. iPhone, да, а недорогой телефон c Android не потянет такую технологию, и в результате владелец коллекции будет разочарован, станет нас ругать. Мы этого не хотим. Но с технической точки зрения это возможно. Мы делали отдельный проект для строительной компании, у нее планировка квартиры схематично изображена на бумаге, направив на нее телефон с приложением, можно увидеть трехмерную модель квартиры со всей мебелью, техникой, освещением, паркетом. Но приложение мы устанавливали на iPad последней модели, с которого сотрудники компании демонстрировали квартиры заказчикам.

- Без приложения эти открытки становятся как масса других, верно?

- Да, чтобы использовать дополненный контент, нужно скачать приложение. Первую версию открыток Kazar мы запустили только для Казахстана, чтобы протестировать как бизнес-идею прежде всего на нашем рынке. К сожалению, у нас не туристическая страна, но она очень красивая, нам есть что показать и рассказать. Комплект открыток об Алматы и Нур-Султане у нас заказал Visit Almaty, компания является нашим постоянным клиентом. В конвертах по 10 открыток о наших достопримечательностях и красивых местах природы.

Идею с AR-открытками можно превратить в отдельную бизнес-модель 562113 - Kapital.kz
Идею с AR-открытками можно превратить в отдельную бизнес-модель 562114 - Kapital.kz

- Что в Visit Almaty с ними делают?

- Их используют для презентаций о нашей родине за рубежом, то есть вместо того чтобы раздавать аудитории «простыни» с текстом или уже всем приевшиеся буклеты, они рассказывают о Казахстане с помощью «живых» открыток. Когда мы поняли, что наш продукт пользуется спросом на местном рынке, решили выйти за рубеж и создали  Qwazar. Первой страной нашего присутствия стал Таиланд.  

- В Казахстане и в этих странах не было ничего подобного?

- Аналогов нет.

- Вы проверяли?

- Да. Есть поздравительные открытки, но в сфере туризма пока ни одна компания не упаковала в конверт 10 открыток с дополненной реальностью про Казахстан с аудиогидом на разных языках. Причем количество языков не ограничено, в стандартном пакете озвучка на казахском, русском, китайском и английском. Но в любой момент можно добавить перевод на любой другой язык, который захочет заказчик. В этом году мы планируем усовершенствовать наш продукт. Например, вы иностранец и прилетели в Нур-Султан, поехали посмотреть Хазрет Султан и решили снять видео в мечети. Затем его же можно добавить в приложение и потом, наведя телефон на открытку, сможете не только увидеть объемную модель мечети, но и посмотреть то самое видео. Получается не просто коллекция открыток, а уже AR-альбом.   

- Для пользователя ваше приложение бесплатное, на чем же вы зарабатываете?

- На ключах-лицензиях к каждому конверту с открытками. Например, у нас есть дистрибьютор в Паттайе, он получает от нас все исходники, по которым печатает в обычной типографии тираж открыток с изображением местных достопримечательностей, упаковывает их в конверты и на каждый клеит наш лицензионный ключ. Для конечного потребителя такой конверт стоит 10 долларов. Наши потенциальные конкуренты – это производители магнитиков, но это уже несовременно и неинтересно. Много магнитиков вам или вашим близким привезли знакомые из поездок? Мне ни одного.

- Много у вас дистрибьюторов?

- В Казахстане он единственный. Занимается продажей всех ключей, то есть на местном рынке мы уже не имеем права этим заниматься. В Таиланде есть дистрибьюторы, их пока не так много, как хотелось бы. Во-первых, мы еще маленькие – нам чуть больше года, во-вторых, пандемия помешала осуществлению наших амбициозных планов на 2020 год.

Идею с AR-открытками можно превратить в отдельную бизнес-модель 562125 - Kapital.kz

- А в том же Таиланде вы можете продавать ключи, не повторяя ошибку с единственным партнером, как в случае с Казахстаном?

- Да, конечно, можем. Но я не считаю выбор одного дистрибьютора в Казахстане ошибкой, мы ориентируемся именно на иностранные рынки. Приобретая у нас дистрибуцию, зарубежная компания получает все исходные файлы, видит все свои ключи, сколько из них активировано, может добавить новый, если владелец коллекции хочет кому-то ее передарить, может управлять своим рекламным блоком, добавлять экскурсии, управлять ценами. Для типографии написана понятная инструкция: как напечатать открытки, в каком формате, чтобы продукт был нужного качества. Дистрибьютору это выгоднее, чем если бы мы тут отпечатывали открытки и отправляли ему бумагу. Карантин невечный и туристический рынок один из самых быстрорастущих в обычное время. Когда локдауны отменят, сработает эффект отложенного спроса, и люди возобновят путешествия.

- Вы сказали про рекламный блок и управление ценами. Это часть той самой бизнес-модели, о которой вы упомянули в начале нашей беседы?

- Да. Вот вы прилетели в Турцию, заселились в отель, пару дней провели на пляже, а потом вам стало скучно, захотелось куда-то поехать. Нужно либо воспользоваться услугами гида, которого вам выбрала туристическая компания и который часто приезжает с опозданием, либо самой выбраться в город на экскурсию. Партнеры за рубежом в рекламный блок нашего приложения могут добавить экскурсии, описания  к ним, указать цены и туристу не нужно все это искать на других сайтах. Кликнув на вкладку, например, реки, водопады, водоемы, он отправляет заявку дистрибьютору, тот передает ее гиду, и он уже связывается с туристом.  

- Все звучит так просто. Хоть с чем-то у вас возникли сложности? Может быть, приложение было сложно или дорого создать?

- Мой основной бизнес в сфере автоматизации торговли и под него я набирал отдел разработки, поэтому само приложение не стоило ничего – его делали наши сотрудники.

Идею с AR-открытками можно превратить в отдельную бизнес-модель 562132 - Kapital.kz

Когда я вернулся из поездки с другом из Эмиратов, где собственно нам и пришла в голову идея создать современные открытки, обсудил ее с командой, и уже через месяц мы сделали первую версию приложения. В каждом  duty-free обычные открытки веером стоят, и их покупает куча народа, при этом каждая стоит 1-1,5 доллара. Мы с другом оба бизнесмены и стали анализировать уровень маржинальности по ним, там же 300-400%, потому что печатают большим тиражом и это обходится дешево. После создания приложения мы встретились с ребятами из Visit Almaty, показали им нашу разработку, и еще через 2 месяца у нас была версия Kazar.  

- Сколько ключей вы уже продали?

- В Алматы за год продано 10 тысяч, в Таиланде из-за пандемии только тысяча.

Идею с AR-открытками можно превратить в отдельную бизнес-модель 562136 - Kapital.kz

- А цена у них какая?

- Наша цена 3 доллара за ключ. Но как я сказал, это не просто продажа ключей, а целая бизнес-модель, которая предоставляет возможность заработать дистрибьютору, который печатает открытки у себя в стране и продает их в конвертах, и дилерам – тем, кто непосредственно коммуницирует с туристами. Мы, дистрибьютор и дилер зарабатываем по 3 доллара, плюс 1 доллар - это затраты на печать открыток. В результате для конечного потребителя открытки обходятся, как я сказал, в 10 долларов. На то, чтобы добавить коллекцию о новой стране, у нас уходит максимум 2 недели. 

Я уверен, что в ближайшее время нас начнут копировать, и тогда нам надо будет становиться сильнее.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.