USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
+0.060
BTC
70455.50$
-391.100

Как максимально «вытащить» эффективность из человеческих ресурсов

Крупные компании внедряют японскую философию ведения бизнеса Kaizen

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как максимально «вытащить» эффективность из человеческих ресурсов- Kapital.kz

Существуют различные технологии оптимизации бизнес-процессов. На Западе популярна американская Lean-система, на Востоке используют японский Kaizen. Чья технология ближе казахстанским бизнесменам по менталитету? Какие компании в стране успешно пользуются японской моделью и насколько она эффективна, корреспонденту «Капитал.kz» рассказал директор Kaizen center в Алматы Кумар Мусаев.

- Чем Kaizen отличается от западной философии ведения бизнеса?

- Когда японцы проиграли Вторую мировую войну, в США решили помочь им в восстановлении экономики. В1956 году ученый Эдвард Деминг – «отец японского чуда», дал им хорошие постулаты в области качества. Благодаря американской модели производство в Японии стало расти в разы, опережая производителей в США. В Америке задались вопросом: в чем секрет? И ученый Масааки Имай разъяснил философию Kaizen.

Разница между Западом и Востоком только в менталитете. Американская Lean-система заточена больше на лидерство и конкуренцию. В японской модели очень сильно развит коллективизм. В Японии считают, что успех заключается именно в коллективной работе. Но лидер есть. И Коносукэ Мацушита, основатель компании Matsushita Electric, написал, кто такой лидер: «Это тот, кто в первую очередь заботится не о себе, а о своем коллективе, о своих коллегах». Благодаря этой заботе он получает многократный эффект пользы. В американской модели лидерство выстраивается так – один должен нести флаг и указывать, как всем работать. У нас в стране есть и то, и другое.

- Каким преимуществом обладают компании, внедрившие Kaizen?

- У Kaizen две основные задачи: повышение производительности, причем наименьшими человеческими ресурсами, и качество. Кроме этого, есть философия. Она зиждется на двух мощных опорах: уважение к людям и уважение к ресурсам. Если взять нашу, казахстанскую модель, у нас уважение к старшим – это по умолчанию. В западной системе такая модель уважения несильно развита. У них заслужил уважение тот, кто заработал авторитет, у кого самые сумасшедшие результаты. Если перейти на бизнес по Kaizen – уважение, в первую очередь, к рабочим и рядовым сотрудникам.

- Как уважение к сотрудникам позволяет экономить?

- Здесь все элементарно. Из чего состоит прибыль? Это цена минус затраты. Цена диктуется рынком. Поэтому цена в рыночных условиях является константой, постоянной величиной, на которую мы повлиять не можем. Единственное, что нам остается менять – это затраты. Первое, что приходит в голову финансистам – подрезать сотрудникам зарплату, чтобы уменьшить затраты. Какой вопрос возникает у сотрудника? Его не ценят, и он уходит. И первыми уходят квалифицированные, опытные сотрудники. В целом, это бешеный отток кадров. Наши финансисты, как правило, экономят на том, что можно увидеть на бумаге. Это фонд оплаты труда. Японцы сказали: «Ребята, оставьте в покое эти затраты». Есть другие затраты, которые наносят огромный урон бизнесу.

- Что это за потери?

- Существуют восемь потерь. Это перепроизводство, излишние запасы, избыточный контроль труда, излишняя транспортировка, ожидание, потеря перемещения и дефекты, а также нереализованный творческий потенциал (вследствие надменного отношения руководства к своим сотрудникам). Именно эти потери наносят колоссальный урон прибыли.

Возьмем пример. Вы стоите в длинной очереди в супермаркете. Работают всего три кассы из 12. Вы стоите и думаете: «Они хотят продавать или нет? Почему не работают все 12 касс? Это же большой оборот». Тут же сидит кассир: то пакетик отрывает, то чеки какие-то приклеивает, получает указания от администратора. Но задача кассира – только обслуживать клиента. И вы это видите, а кассир – нет. Для него этот процесс строится на том, что он должен это делать. А по факту ценностей из 100% его действий – мизер. В итоге клиент уходит. И лишний раз он сюда уже не зайдет. Это все наносит косвенный, но большой урон бизнесменам, но они этого не видят. И задача Kaizen – показать скрытые потери. Я вам скажу на примере казахстанских предпринимателей, в 2-3 раза у них растут обороты после применения системы Kaizen.

- А кто эти предприниматели? Это руководители крупных известных компаний?

- В Казахстане Kaizen уверенными шагами пошел в 2012 году. Флагманом его применения считается Алматинский вентиляторный завод. Разные компании применяли: «Беккер» применяла, «ФудМастер», Galanz Bottlers, GR Brands, BI Group. Кроме того, частные медицинские центры, швейные фабрики. У всех производительность выросла в разы.

- Расскажите на примере нескольких компаний, как они сэкономили.

- В прошлом году пришли обучаться ребята, которые только открыли цех по пошиву обуви. Максимум за смену они могли сшить 18 пар обуви, и не всегда качественно. Был брак. Сейчас вышли на 190 пар в смену. При этом они работают не торопясь и со 100 %-ным качеством. Штат тот же, то есть фонд оплаты труда не увеличивался.

Второй пример. Но он связан не с прибылью, а с жизнями людей: наш алматинский кардиохирургический центр. Ребята делали операцию на сердце 22 минуты. Среднее время. Сейчас они вышли на 15-18 минут. А значит, 10 минут –разница. И это куча времени, чтобы спасти еще больше жизней.

И еще скажу про BI Group. В среднем, на строительство 12-14-этажного дома уходит 1,5 года, если с чистовой отделкой, то все 2 года. BI Group этот срок довел до 7 месяцев. При этом качество у них не ухудшилось. Один день стройки стоит 2,5 млн тенге. Какая экономия! А эта экономия на чем скажется? Она скажется на прибыли и стоимости жилья.

- Какие минусы есть у Kaizen?

- В самой технологии минусов нет. Но в целом они есть. Kaizen – это эволюционный подход, не революционный. Он требует терпения, особенно первых руководителей. Например, в компании, где работают 70 человек, первые плоды можно будет увидеть минимум через 6-9 месяцев. Есть второй минус, который я заметил, – текучесть кадров. Когда сотрудники обучаются по данной системе, становятся востребованными системщиками, есть риски потерять таких работников. Есть случаи, когда обучили, взрастили, а его переманили на другую работу, дав хорошую должность и зарплату. Это минус для компании. Здесь нужно выстраивать корпоративную культуру.

- Дзидока, Канбан, Варуса-Каген… вы говорите на своем языке, и некоторые считают это движение сектой, сетевым маркетингом? Это так?

- Люди, которые не знают, чем мы занимаемся, они так и называют. У нас не сетевой маркетинг и не маркетинг, мы этому вообще не учим. У нас именно производственное обучение офисных, административных работников. Чтобы вы понимали, насколько это серьезно и что это не секта – этим занимаются «Казатомпром», «Казахтелеком», «Казпочта. В России есть такие компании: РУСАЛ, «Норникель», «Росатом», Сбербанк. Здесь сухая прагматика – максимально «вытащить» эффективность из человеческих ресурсов.

- Почему пошел такой тренд на Kaizen? Идет какая-то пропаганда?

- Если честно, меня этот вопрос тоже беспокоит. Я не знаю, кто запустил эту волну. В 2006 году я этим увлекся, в 2014-м массово начал пропагандировать в Казахстане, через ликбез, мастер-классы. Я часто делал это бесплатно. Задача заключалась в том, чтобы люди хотя бы узнали, что это такое. А дальше время придет для применения.

- Какую прибыль вы получаете, являясь коучем? Сколько стоят ваши курсы? Есть ли у вас собственный бизнес?

- Мы открылись чуть больше года назад.Здесь партнерские отношения. За это время мы обучили 1,5 тыс. слушателей, подготовили 30 тренеров. Последние 12 лет я был на руководящих должностях и у меня есть свой бизнес, но с Kaizen он не связан. Базовый курс у нас стоит 84 тыс. тенге на одного слушателя. Я сейчас не скажу, какая это прибыль. Но бизнес, безусловно, прибыльный. Любой консалтинг имеет хорошую маржу. Но сейчас не стоит задача зарабатывать на этом сумасшедшие деньги, необходимо массово тиражировать.

- Как относитесь к тому, что такие же Kaizen-центры будут открываться в Казахстане?

- Я хорошо к этому отношусь. У меня есть своя личная миссия – хочу сделать бережливым Казахстан. Чем больше таких людей будет, тем лучше для страны. Здесь выиграют все: и бизнесмены, и потребители, и правительство. Для госструктур эта технология тоже может применяться. Например, Kaizen заинтересовались в аппарате президента и хотят использовать ее.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.