Как на примере Qazaq Republic продвигать бренд страны

Бизнес 29.01.2019 10:16

Современная подача национальной айдентики

Недавно в парламенте было предложено переименовать Казахстан в Казахскую Республику (Qazaq Republic). Как оказалось, в стране уже два года существует бренд сувенирной продукции с таким же названием. Его основал казахстанский режиссер Сакен Жолдас. Опережая события, бренд пользуется немалым спросом не только у иностранцев, но и у местного населения. Сегодня по Казахстану насчитывается 40 точек Qazaq Republic. Корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz Сакен Жолдас рассказал, за счет чего марке удается конкурировать на рынке сувенирной продукции, высоком спросе, стремительном развитии и положительном влиянии бренда на рост туризма в стране.

Создание бренда

Идея создать бренд Qazaq Republic начиналась с мысли о продвижении современной айдентики страны. Первой продукцией марки стали футболки с необычными принтами на латинице. Поняв, что людям нравится неординарная подача, Сакен Жолдас решил акцентировать на этом внимание.

«При запуске мы не вели расчетов и толком не знали свою аудиторию. Интуитивно я понимал, что у определенных людей есть потребность в этом продукте, особенно у обучающихся за рубежом студентов. Проучившись пять лет в Америке, я знаю об этом не понаслышке», - рассказывает собеседник.

Начало бренду было положено в 2017 году. На тот момент у зарождающейся марки не было страницы в Instagram, но уже стояли стеллажи в «Marwin» и DUTY FREE. Это помогло прощупать почву, убедиться в качестве продукции и спросе на нее.

aac67eeff08a4dd4ed85e851efd.JPG

da9f60b0e71b0fbbac5d19c62f9.JPG

«Первые полгода мы искали разные решения по улучшению качества, поэтому предпочли сильно не заявлять о себе. Активное продвижение и выход на внутренний рынок начали только в начале 2018 года. Мы видели, что местное население проявляет к продукции активный интерес. Зная это, сделали акцент на потребностях внутреннего рынка, но от туристической стороны тоже не отказались. У нас есть большой контингент туристов, приобретающих продукцию», - говорит он.

Сакен рассказывает, что вовсе не дизайнер одежды, и оценивал бизнес со стороны потребителя. Много путешествуя по миру, предприниматель не раз сталкивался с отсутствием единой символики у страны.

«Сувенирной продукции у нас много, но она в основном однообразная. В 2012 году на Олимпиаде в Лондоне я наблюдал разные надписи и принты на спортивных костюмах. Не было единства, айдентики, продуманности. И я сталкивался с этим не один раз. Возможно, это послужило толчком к созданию собственного бренда», - замечает бизнесмен.

Неожиданно высокий спрос

Инвестированные в проект время, деньги и усилия дали свои плоды. Сакен Жолдас отмечает, что динамика бренда на сегодня хорошая. Спрос превзошел все ожидания.

«Даже при отсутствии рекламы покупателей становится все больше. Особенно на внутреннем рынке. Я и сам это наблюдаю, видя, как люди ходят в наших футболках. Это говорит о том, что в целом спрос на отечественную продукцию растет, - отмечает создатель бренда. - Бренд растет очень быстро, и мы не поспеваем за его ростом. Перед Новым годом произошла интересная ситуация – мы завезли нашим партнерам в "Marwin" товара с запасом. И уже 28 декабря все стеллажи были пустыми. Это стало положительным показателем для нас, мы не ожидали такого ажиотажа на продукцию».

Инвестиции

На первом этапе вложения были небольшими — около 10 тыс. долларов. Позже Сакен инвестировал в проект еще два раза. Все вырученные от проекта деньги уходят на его развитие. Благодаря активному спросу на продукцию растут не только продажи, но и прибыль.

«Мы не привлекали инвесторов, кроме гранта фонда «Саби». И все, что я когда-то вложил, давно окупилось. Когда у тебя ретейл всегда так: либо ты заходишь со своим большим капиталом, либо медленно растешь и сам увеличиваешь оборот. Изначально проект не был убыточным. В перспективе мы верим в его рост», - говорит собеседник.

Выигранные от фонда 20 тыс. долларов помогли команде ввести в ассортимент термобутылку. Стоя перед выбором — открыть онлайн-стор, либо увеличить ассортимент, было выбрано второе. Сакен делится, что, не вкладываясь в развитие, бренд так бы и остановился на продажах футболок.

«Чтобы разработать один ассортимент, нужно вложить как минимум 20 тыс. долларов. Например, мы планируем завезти рюкзаки, и для их тиражирования понадобится около 15-20 тыс. долларов. С момента старта у нас увеличились стоки, но вместе с ними и затраты. Так как количество ассортимента увеличивается, в некоторых точках нам надо держать стоки от 2 млн тенге. Где-то больше, где-то меньше. И если считать каждого партнера, то набирается приличная сумма», - поясняет предприниматель.

Сейчас основное внимание команда Qazaq Republic акцентирует на офлайн-продажах. Онлайн планируют развивать в этом году.

«На рынке сейчас не так много отечественных брендов, которые предлагают интересные решения. И появление новых игроков дает нам дополнительную мотивацию. Это могут быть также бренды в другой отрасли, но с казахстанской подачей. По мере поступления новых продуктов рынок будет подстраиваться под них, - сказал Сакен Жолдас. - Сейчас иногда люди ошибочно думают, что Qazaq Republic - это бренд футболок. Но на самом деле футболки – это продукт, благодаря которому мы продвигаем свои идеи. Сейчас разнообразие ассортимента гораздо шире».

4bbcfc36c285a1420eddf2f3418.jpg

Влияние качества на стоимость

Стоимость футболки - 5500 тенге, свитшота - 10 500 тенге, кружки - 3500, бутылки - 4500. По словам Сакена, в сравнении с другими брендами ценовой сегмент относится больше к масс-маркету.

«В целом цены доступные. Мы не покупаем самую дешевую футболку, чтобы поставить побольше маржи. Даже сама упаковка обходится недешево. Мы делаем качественные вещи, чтобы люди возвращались к нам снова и снова», - замечает собеседник.

Себестоимость продукции выходит около 50-60%.

«Мы могли бы покупать, к примеру, футболки подешевле, за счет этого увеличив маржинальность. Но не хотим, потому что в приоритете развитие бренда. В футболке важно не только качество материала, но и то, как она сидит. Мы сотрудничаем с фабрикой, у которой есть опыт работы с мировыми брендами. Я смотрел многих узбекистанских производителей. Их футболки сидят по-другому, хоть и стоят дешевле. Там нет отработанной технологии и необходимого опыта, что сказывается на качестве», - говорит бизнесмен.

Рост Qazaq Republic происходил органическим путем, без рекламы. На момент открытия в Instagram было всего 1000 подписчиков. И только в прошлом году команда стала задумываться о необходимости продвижения.

«Людям просто нравилось то, что мы делаем. Поэтому необходимости вкладываться в рекламу не было. Возможно, в этом году она появится», - отмечает собеседник.

Производство на аутсорсе и креативный дизайн

Производство бренда находится на аутсорсе. Сакен поясняет, что это не только удобно, но и выгодно. Усилия и деньги, которые могли бы быть потрачены на цех, разумнее вложить в качество продукции и дизайн.

«В Казахстане много производителей, которые шьют сами, и многие из них убыточны. Сложно все сделать самим», - поясняет собеседник.

За упаковку, дизайн и остальной креатив в команде отвечает Сакен. Операционной частью занимается его сестра. Как считает бизнесмен, упаковка - одно из основных конкурентных преимуществ бренда.

«Такая простая вещь, как дизайн, дает нам большие преимущества. Например, футболки мы упаковываем в тубусы. Это удобно, в таком виде ее можно сразу подарить. Хоть со стороны и не кажется, но процесс с упаковкой довольно трудоемкий. Много путешествуя по миру, я вижу мало таких решений. Для нас же важно продумать каждую мелочь, чтобы на высоте были и дизайн, и качество», - говорит предприниматель.

Одними из любимых предметов в ассортименте для Сакена стали эмалированные железные кружки. Заводов по их производству практически не осталось.

«Мне нравится история, которая следует за этими кружками. Эти заводы сохранились еще со времен Второй мировой войны, и их осталось совсем немного. Особенно кружки пользуются спросом у иностранцев. У них в сувенирных магазинах они продаются по $30-40», - сказал собеседник.

90e1de5eb40325090e4b0c1f15c.jpg

5a8592cb87f4da43413cad36a83.jpg

Born to be Qazaq

Футболки с надписью Born to be Qazaq очень популярны среди иностранцев. Сакен объясняет, что надпись на ней не связана с национальностью. Это игра слов.

«Qazaq с древнетюркского означает "свободный", "кочевник". Популярная фраза Born to be free где-то перекликается с Born to be Qazaq. И тут акцент вовсе не на национальности. На футболке есть еще надпись - "1465". Это год основания Казахского ханства. Ее мы используем как маркетинговый ход. Кто знает, объясняет другим», - говорит мужчина.

Много заказов молодая компания получает из-за рубежа. Но иностранным клиентам приходится отказывать в связи с дорогой доставкой.

«Сейчас думаем, как наладить доставку. Казахстанец, живущий в Англии, предлагал нам сотрудничество, т. е. представительство в этой стране. Я подумал, что это хорошая модель для нас, тем более у тех, кто находится за рубежом, патриотизм возрастает в несколько раз. Мы идем к тому, что нужно развивать свои бутики и увеличивать линейку. Я верю, что сейчас молодежь нуждается в новой айдентике. Мы видим спрос и потребность в этом, поэтому создали бренд, и рады, что люди нас поддержали», - добавил собеседник.

0106e237431a60df66a7e90f0fc.jpg

Перспективы

«Когда мы только начинали, нам говорили, что мы заходим на перенасыщенный рынок, и крупные магазины нас вытеснят. А в итоге приходим к тому, что бренд начинает пользоваться популярностью. Человек покупает не просто обычную футболку или сумку, а идею. Думаю, наша ценность в этом», - говорит Сакен Жолдас.

Qazaq Republic носят и узнают в других странах. Таким образом, это помогает казахстанцам вычислить своих. Бренд оказывает положительное влияние на рост туризма в стране.

«Сейчас открываются отличные перспективы для развития. Мы начали с футболок, и сегодня в нашем ассортименте свитшоты, кружки, сумки, бутылки. И на каждую продукцию есть спрос, свой контингент. Если мы введем новую линейку продукции, то на нее тоже будет спрос. Как стартап мы все еще растем. Часть по сбыту мы будем еще налаживать, увеличивать стоки. И в этом году планируем запускать новую линейку. Возможно, мы даже сможем стать брендом одежды. В перспективе было бы интересно поработать с министерством иностранных дел. У них в каждой стране есть представительство. И, даря нетривиальный подарок в виде нашей футболки или кружки, люди смогут еще больше узнавать о стране. Такой сувенир всегда будет на виду», - подытожил Сакен Жолдас.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Загрузка...
Перейти на полную версию сайта