USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.31$
+0.020
BTC
70884.20$
+1489.000

Как франшиза мини-маркетов планирует «победить» гипермаркеты

В чем перспективы такого формата рассказали Бауржан Нуркенов и Анна Пацюк

30971

Чуть больше года назад Бауржан Нуркенов с партнерами открыл в Астане мини-маркет «НАШмаркет», сегодня сеть включает уже шесть магазинов такого формата, и сейчас предприниматель запускает первую в Казахстане франшизу в продуктовом ретейле «Жакын дукен «BESH». В чем перспективы, на кого в качестве франчайзи рассчитывают создатели франшизы и зачем создают ассоциацию мини-маркетов — об этом Бауржан Нуркенов и Анна Пацюк, консультант и партнер компании, рассказали деловому еженедельнику «Капитал.kz».

Мини-формат интересен даже гигантам

Первый магазин «НАШмаркет» открылся в сентябре 2017 года. «Сети мини-маркетов – это тот сегмент, который сейчас находится в стадии активного роста, сетевых игроков на рынке Казахстана практически нет. И это говорит о том, что у сетевого ретейла есть перспективы роста», – говорит Бауржан Нуркенов.

О потенциале этого сегмента в Казахстане говорит и то, что многие крупные сетевые ретейлеры – гипермаркеты и супермаркеты – обратили на него внимание и открывают магазины в формате «экспресс».

«Наша концепция в том, что мы хотели сделать «дворовой магазин» по принципам устройства супермаркета – системно и с отлаженными внутренними процессами»

По его словам, большая часть товарооборота – процентов 80 – сейчас идет через несетевой ретейл. Это магазины формата «у дома»; как правило, ими управляют индивидуальные предприниматели. «Наша концепция в том, что мы хотели сделать «дворовой магазин» по принципам устройства супермаркета – системно и с отлаженными внутренними процессами», – поясняет бизнесмен.

На практике это выразилось в автоматизации процессов. Софт для этого выбрали на Украине, это облачное решение, внедрение которого стоило около 30 тыс. евро.

Как франшиза мини-маркетов планирует «победить» гипермаркеты 80623 - Kapital.kz

Все дороги привели к франшизе

«Когда мы открыли свой шестой магазин, увидели потенциал: обороты оказались хорошими, продажи росли, отклики покупателей были позитивными. Решили развиваться дальше, но поняли, что делать это только за счет собственных средств будет сложно. Дело в том, что мы изначально, открывая первый магазин, отказались от оборудования поставщиков. Несобственное холодильное оборудование заставляет вас подстраиваться под стратегию поставщика, плохие стеллажи не дают возможность делать хороший запас и качественную выкладку. Мы же хотели самостоятельно управлять нашими полками, распоряжаться выкладкой и товарными запасами», – рассказывает Бауржан Нуркенов.

По словам предпринимателя, согласно общемировой практике, инвестиции в открытие мини-маркета рассчитываются как $800-1000 на каждый квадратный метр торговой площади, и окупаются они в течение 2,5-3,5 лет. Соответственно, если площадь составляет до 150 кв. м, как в случае «НАШмаркет», то можно представить, сколько первоначальных вложений требуется в открытие каждой локации. Это стало одной из причин, почему было принято решение разработать франшизу.

«Другая причина – мы увидели огромный интерес со стороны собственников небольших магазинов, которые просто выбиваются из сил, пытаются наладить эту работу. Они пытаются бороться с поставщиками за закупочные цены, сделать свои процессы системными. Но, конечно, у них не получается из-за нехватки закупочной силы для ведения переговоров. Поскольку в своей сети мы эти вопросы отработали, решили, что можем транслировать опыт на франшизу», – говорит Бауржан Нуркенов.

Кого привлекает франшиза в ретейле

Как рассказал собеседник, франшиза, которая будет продвигаться под брендом «BESH», может существовать безотносительно к региону. Это связано с тем, что она строится вокруг ядра – автоматизированных процессов, единой системы закупок и бизнес-процессов.

Паушальный взнос – 3 млн тенге. В течение двух месяцев – в период запуска объекта – франчайзи будет обучаться всем процессам. Роялти – фиксированное, в его сумму входит программное обеспечение, контроль, услуги тайных покупателей, аудит, чек-листы и обучение со стороны компании. По словам собеседника, пока франшиза только развивается, ее создатели стараются вовлечь партнеров практически по себестоимости. Это нужно для количественного роста и увеличения закупочной мощи.

Окупаемость для франчайзи зависит от площади магазина и считается по количеству квадратных метров. «Можно смело говорить о том, что объем продаж возрастет в 2 раза, в некоторых случаях – до 4 раз. Оборот может достичь 6-7 тыс. тенге в день с квадратного метра», – отмечает собеседник.

Компания планирует продвигать франшизу по всему Казахстану. Спрос уже есть, и он исходит от тех, кто уже попробовал себя в ретейле и понял, что делать этот бизнес по старинке – купил, поставил, продаешь – уже не получается. «Те, кто это еще не понял, – новички, они зачастую уверены, что торговать несложно. Это не наши клиенты. Наши – те, кто хочет работать системно и получать хорошие закупочные цены», – говорит Бауржан Нуркенов.

Как франшиза мини-маркетов планирует «победить» гипермаркеты 80625 - Kapital.kz

Зачем мини-маркетам ассоциация

Как рассказала Анна Пацюк, сейчас компания совместно с НПП «Атамекен» прорабатывает вопрос создания ассоциации мини-маркетов. Для Казахстана это новое.

«Почему мини-маркетам нужно объединяться? Продуктовый ретейл работает на небольших наценках. Это товары народного потребления, все знают, сколько может стоить, например, молоко или сок. Получить большую маржу, как в фешен- или обувном ретейле, невозможно. Наценка – максимум 20-25%. Игрокам необходимы хорошие закупочные цены, которые в одиночку получить не всегда возможно», – поясняет собеседница.

Кроме того, профессиональный подход к продуктовому ретейлу требует наличия бэк-офиса: нужны специалисты по закупке, кадрам, бухгалтерии, IT, нужны люди, которые будут обслуживать оборудование и пр. «Окупаемость офисных затрат возможна тогда, когда у вас сеть хотя бы 8, но в идеале – не меньше 10 магазинов. Может ли каждый предприниматель позволить себе открыть 10 точек и содержать профессиональный офис? Вряд ли. Именно поэтому мы силами ассоциации хотим создать вот эту конгломерацию и дать возможность одиночным магазинам выйти на профессиональный уровень. В том числе и за счет нашей франшизы», – говорит Анна Пацюк. По ее словам, в настоящее время документы по ассоциации уже на согласовании, скоро новое объединение будет оформлено юридически и начнет работать.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.