Как вывести уличную торговлю «на чистоту»

Бизнес 10.09.2018 10:01

Производитель фудтраков также рассказал, как он вышел на экспорт

После того как в 2017 году с улиц Алматы стали исчезать торговые ларьки, казалось, что рынок street food окончательно свернется. Между тем во время прогулок по мегаполису мое внимание привлекли стильные, обтекаемые винтажные трейлеры. Одни и те же фудтраки «на колесах» с улыбчивыми бариста можно было увидеть то на одной локации, то на другой. Как оказалось, трейлеры производятся в Казахстане, в них, не мешая друг другу, одновременно может работать сразу несколько человек. Насколько сложно запустить выпуск трейлеров для уличной торговли выпечкой или мороженым, как вывести их на экспорт, в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал руководитель ТОО «Алматинский завод автоприцепов» Андрей Шенцов.

Андрей Шенцов, работая в нефтяном бизнесе и обеспечивая месторождения инженерной и сервисной инфраструктурой, реализовывал серьезные корпоративные проекты. Но после того как волатильность на нефтяном рынке стала все более заметной, он решил искать другие направления для деятельности.

c119398d0eb62b3f54179087be5.JPG

Изучив мировой опыт, он пришел к выводу, что траки для приготовления и продажи street food именно тот бизнес, который может быть интересным и более стабильным.

«Когда цены на нефть стали стремительно падать, то спрос на оборудование, обслуживающее месторождения, стал падать. Бизнес стал генерить меньшие доходы, чем ранее. Рынок нефти достаточно цикличен — его взлеты и падения очень сильно зависят от политических решений. Знаете, мне всегда хотелось производить какую-то технику, которая бы радовала людей. А street food связан с самыми обычными человеческими желаниями. Даже в сложные времена мы не перестаем вкусно питаться», — рассказывает Андрей Шенцов.

Предприниматель не стал искать кадры на стороне у него уже были проверенные годами конструкторы и инженеры. «Всегда любил конструировать, и эта страсть мне помогла в проектировании трейлеров», — делится Андрей.

В 2016 году он на базе Алматинского завода автоприцепов запустил линию по производству фудтраков. Как рассказывает собеседник, в Казахстане три года назад, как и сейчас, этот рынок был совершенно неосвоенным.

«У меня возникло желание научить предпринимателей тому, чтобы они занимались бизнесом в адекватных санитарных условиях. Ведь, если помните, ларьки, в которых, например, продавали самсу, совершенно не были приспособлены для работы. В них даже нельзя было помыть руки, обработать столешницы. Наши трейлеры в основном предназначены для реализации фастфуда: выпечки, пиццы, гамбургеров и мороженого. Фудтраки можно оборудовать таким образом, чтобы в них можно было бы разделывать продукты, запекать, обжаривать их, формировать порции и, конечно, мыть руки. Трейлеры могут быть оборудованы холодильным оборудованием, газовыми печами, специальными платформами для нарезки продуктов», — рассказывает Андрей Шенцов.

2ee523b075a3c9f875fa1c8bad4.jpg

Производство фудтраков

Дешевле, чем в Европе

Фудтраки обычно очень востребованы на ярмарках, выставках и фестивалях. «За счет того, что фудтраки мобильны, их можно временно установить в любую локацию: на берегу реки, в горах, на поле или в парке. Для продажи, к примеру, мороженого или кофе не нужно строить или арендовать помещение. К тому же, если фудтрак будет расположен не в востребованном месте, его можно перевезти», — подчеркивает предприниматель.

3af1f4fdb8993bfdec001a151b4.JPG

Кухонное оборудование трейлера может работать от внешнего источника электроэнергии и автономно — от генератора. Освещение фудтраку обеспечивается аккумулятором, который автоматически заряжается при подключении 220 В. Стоимость трейлеров, включая «начинку», варьируется от 6,5−8,6 млн тенге. «Их цена зависит от габаритов. К примеру, небольшой фудтрак имеет длину 4 метра, самый крупный — 7 метров. По сути, каждый наш трейлер — это небольшой ресторан. Повторюсь, в трейлере есть полноценная кухня, на которой могут работать два су-шефа, его помощники по кухне, бариста и кассир. Там есть отдельная локация для выдачи, кассы, выноса продукта. То есть все действия персонала не пересекаются, они не будут мешать друг другу. К примеру, семиметровые трейлеры закрывают до 300−350 посадочных мест. Отмечу, четырехметровый трейлер может потянуть легковая машина, пятиметровый — джип», — рассказывает Андрей Шенцов.

a5b3e6450b10b9e6f22af5bf28b.jpg

Фудтрак

13e8a7ae90b2a53bceb3cee7a44.jpg

Европейские фудтраки в 3−4 раза дороже казахстанских. «Это связано с тем, что в Казахстане все-таки стоимость труда ниже, чем в Европе, другая экономическая конъюнктура. При производстве трейлеров 60−70% себестоимости составляют расходы на труд. Также на себестоимость трейлеров влияет курсовая разница», — отмечает собеседник.

На дом на колесах низкий спрос

Пока трейлеры формата «дом на колесах» Андрей Шенцов не производит. «Если будет ощутимый спрос на трейлеры такого формата, то мы подумаем над его модификацией. Знаете, в Казахстане только-только начинает создаваться система кэмпинговых стоянок. Насколько мне известно, в настоящее время Казавтожол организует тендер на проектирование таких стоянок. То есть, по сути, даже если в Казахстане кто-то приобретет трейлер-дом, то ему негде будет остановиться и заправиться водой, слить биотуалет, у нас пока не продумана инфраструктура для подобного рода траков. Конечно, есть энтузиасты, которые приобретают дома-трейлеры, как правило, чтобы раз в год съездить за город в путешествие. Но обслуживать такие трейлеры негде», — подчеркивает собеседник.

Производство фудтраков полностью осуществляется в алматинском цехе. «Дело в том, что, когда мы при разработке нашей первой модели использовали комплектующие российского производства, закупали шасси Горьковского автозавода, то мы не смогли пройти сертификацию в Москве. Причина отказа в сертификации заключалась в технических данных трейлера. И когда мы стали выяснять, пройдем ли мы сертификацию, если на фудтрак установить европейские тормозные системы, диски, то нам пояснили — пройдем. Так и получилось. Теперь диски, прицепной механизм закупаем в Германии, светотехника — польская. Многие комплектующие казахстанского или российского производства. Кухонное оборудование, как правило, российского или европейское», — делится предприниматель.

Считанные месяцы

В целом же, рассказывает собеседник, в случае покупки фудтрака его можно окупить за несколько месяцев. «Мы работали с предпринимателями, которые на трассе через наш фудтрак продавали плов. Так вот, трейлер у них окупился за три месяца», — отмечает Андрей Шенцов.

a3007aaf41f7f0b62a039918157.jpg

Более года назад аким Алматы Бауыржан Байбек стал экстренно очищать город от торговых ларьков. И, казалось, что street торговля будет раз и навсегда загнана в угол.

«Действительно, какой-то период времени у предпринимателей, работающих на передвижных фудтраках, были проблемы с локацией. Но они со временем решились. Разрешение на стоянку торгового трейлера „на колесах“ можно получить в местных органах власти — все процедуры прозрачны и понятны. В 2017 году мы с палатой предпринимателей „Атамекен“ поднимали вопрос о том, чтобы бизнесу дали разрешение на торговлю с передвижных трейлеров. Мы были у премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева, подняли вот этот вопрос, и проблема решилась. Основная проблема состояла в том, что в СЭЗ не давали разрешение на нестационарные точки торговли. В законодательстве был пробел на этот счет. Но этот вопрос уже решился на законодательном уровне», — рассказывает Андрей Шенцов.

Курс на экспансию

В России, подчеркивает Андрей Шенцов, рынок трейлеров очень развит, в Казахстане же он только начинает зарождаться. «Обычно клиенты к нам обращаются зимой, потому что они уже начинают задумываться о следующем гастрономическом сезоне. Но, как правило, переговоры с детальной проработкой „начинки“ фудтрака начинаются осенью. В самый пик, зимой, в процессе производства обычно находится как минимум 5−6 треков в месяц. В среднем же производство трейлера занимает от 1,5−2 месяцев», — отмечает собеседник.

7fd3e01d42b354ac58374bf3d3c.JPG

Сейчас же пока бизнес по производству трейлеров не окупается. «В настоящее время дотирую направление по выпуску трейлеров за счет своего нефтегазового бизнеса. Но, по моим оценкам, когда оборот по фудтракам достигнет 20−30 штук в год, то бизнес станет прибыльным. То есть желательно, чтобы рынок трейлеров в Казахстане все-таки сформировался», — отмечает Андрей Шенцов.

Единицы трейлеров остаются в Казахстане, остальные уходят на внешний рынок. «В основном экспорт фудтраков нацелен на Россию, также среди наших партнеров есть Узбекистан, Европа. Знаете, мы изначально были ориентированы на экспорт. Мы сразу проектировали трейлер таким образом, чтобы его габариты умещались в еврофуру, которая бы отправилась за рубеж. Ни европейский, ни американский трейлер не сможет уместиться в контейнер. Пока не планируем передислоцировать производство трейлеров из Казахстана в другую страну. Да, логистика дорогая. Несмотря на то что мы открыли свое представительство в Эстонии, основное производство фудтраков в любом случае сконцентрируется в Казахстане», — подчеркивает Андрей Шенцов.

В планах у предпринимателя сдавать трейлеры в аренду. «Мы рассматриваем формат лизинга, когда с течением времени бизнесмены могут иметь возможность выкупить фудтрак. Предполагаем, что предприниматели смогут брать гарантию от ФРП „Даму“, выплачивать по 200−300 тыс. в месяц и не беспокоиться о том, что у них нет полной суммы для покупки фудтрака», — резюмирует собеседник.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Загрузка...
Перейти на полную версию сайта