USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
BTC
69796.90$
-1049.700

Свой чужой бизнес

Как в Казахстане развивается франчайзинг

Share
Share
Share
Tweet
Share
Свой чужой бизнес- Kapital.kz

Франчайзинг в кризис выгоден обеим сторонам договора: и франчайзи, и франчайзеру. Первый получает готовую модель бизнеса с наработанным брендом, а второй — дополнительный доход в сложные времена. Поэтому наибольший рост франшиз пришелся на начало кризиса в 2008 году, а 2017 год ожидается пиковым по росту франчайзинга в Казахстане, считает Бекнур Кисиков, президент Евразийской Ассоциации франчайзинга. Бурному развитию способствуют два фактора: кризис и крупные мероприятия в стране — ЭКСПО-2017 и Универсиада. «Перед ЭКСПО в Казахстан зайдут около 10 крупных европейских компаний, 5−6 американских и один китайский бренд. Не могу озвучивать другие конкретные бренды, но переговоры ведутся на государственном уровне. Также представители Subway официально заявили, что зайдут в Казахстан во второй половине 2016 года», — пояснил Бекнур Кисиков.

Но в целом франчайзинг в Казахстане развит слабо: объем рынка составляет $2,5 млрд, или 0,1−0,3% от ВВП. В прошлом году в Казахстане действовали 450 франчайзинговых компаний. Из них доля казахстанских франшиз составила только 20%. Годовой оборот — $1 900 000, а ежегодный прирост сектора — 12%. Франчайзинговый бизнес может замедлять темпы роста, но его развитие не останавливается. В Казахстане увеличивается доля ресторанных франшиз и сегмента детских услуг и товаров.

В этом году государство активнее поддерживает франчайзинг. Фонд «Даму» выделил миллиард тенге для кредитования через Банк Астаны и Bank RBK. Но банки выдают деньги с рядом особых условий и требований как для франчайзи, так и для и франчайзера. Например, для выдачи кредита банк может потребовать подписанный договор с продавцом франшизы. Это не всегда означает, что предприниматель заранее должен купить франшизу, все зависит от договоренностей с франчайзером.

Половина суммы уже освоена: к сентябрю за 3 месяца работы программы 8 предпринимателей получили кредиты. Максимальная сумма займа — 80 млн тенге на срок до 84 месяцев. Процентная ставка равна 14,95%. «Даму» не ставит отраслевых ограничений, но некоторым направлениям бизнеса выделены преимущества. «Если эти секторы попадают в приоритетные секторы экономики, то еще возможно субсидирование до 7−10%. В итоге для конечного заемщика может быть ставка в среднем около 7 процентов», — пояснил Алмат Нурахметов, директор филиала «Даму» по городу Алматы.

Кредит в 84 млн (около $228 тыс.) — вполне достаточное количество для открытия собственной франшизы. Ранее Бекнур Кисиков обозначил стоимость франчайзингового пакета на казахстанском рынке от $10 тыс. до $150 тыс. в зависимости от бренда, сложности технологий, от опыта компаний и многих других факторов.

Казахстанский рынок обрел особую привлекательность для международных брендов. В 2016 году в Казахстане уже открылись 2 крупные франшизы: Starbucks и McDonald’s. Для этих брендов девальвация тенге — благоприятное событие, ведь подешевевший тенге облегчает строительство или аренду, а также закупку оборудования, материалов. Но с другой стороны, прибыль в долларовом размере также будет невысокой. Однако кризис в Казахстане сменится ростом и прибыль компенсируется. «Девальвация тенге — не основная причина захода крупных брендов. Но действительно сейчас построить здесь инфраструктуру и заложить фундамент уже выгоднее. McDonald’s пришел, когда нужно было прийти. Нельзя сказать, что рынок был идеальный, у них свои какие-то механизмы принятия решений», — заявил Бекнур Кисиков.

Как выбрать франшизу?

«Выбирая продавца франшизы, посмотрите, кем она создана, когда и какие люди стояли у основания, успешны ли они в своем бизнесе, кто этот человек, зайдите в ресторан или в парикмахерскую. Смотрите не на словах, а на деле, и тогда ваш бизнес будет успешным», — считает Наталья Кичик, представитель сети ресторанов Casta Group. По словам Бекнура Кисикова, малоизвестные и популярные компании продвигают себя противоположным образом: «Крупные бренды, например, McDonald`s, надо уговаривать. А некоторые мелкие бренды могут продвигать себя агрессивно — это тревожный сигнал. Я не доверяю таким франчайзерам».

Между тем фонд «Даму» бесплатно помогает разобраться в выборе франшизы, в деталях создания франчайзингового бизнеса и развития предпринимательства под чужим брендом. Также информацию о казахстанских франшизах можно получить в Евразийской ассоциации франчайзинга.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.