USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
+0.060
BTC
70162.40$
-684.200

Насколько компании e-com реальны для экономики?

Откровения о виртуальном бизнесе

Share
Share
Share
Tweet
Share
Насколько компании e-com реальны для экономики?- Kapital.kz

За последний год было достаточно много различных рейтингов и предположений относительно рынка интернет-коммерции в Казахстане. Однако ни один документ не содержит цифр и данных, на которые можно было бы опереться или которые можно было бы перепроверить. Поэтому группа экспертов во главе с Маратом Шибутовым и ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» в конце 2015 года сделала такой обзор, опираясь только на официально опубликованные данные, не являющиеся конфиденциальными. В ходе проведения таких работ были отмечены некоторые моменты, которые стали настоящим откровением. Например, один из сервисов, предоставляющих микрокредиты онлайн, за два года вырос в 100 раз! А один из крупнейших онлайн-ретейлеров страны вызвал чувство искреннего уважения и почтения из-за миллиардных годовых платежей в бюджет государства.

Налоги покажут все, как есть

Можно сколько угодно говорить о том, насколько «вкусен и полезен пирог» интернет-коммерции для государства, но пока нет четких и ясных цифр поступлений налогов в бюджет от интернет-компаний, государству и его чиновникам очень трудно понять, насколько виртуальный бизнес важен для страны. Именно поэтому авторы обзора выбрали официальные источники информации об уплате налогов в государственный бюджет Казахстана. Эти данные находятся в открытом доступе на сайте Комитета государственных доходов Минфина РК.

Авторы обзора сделали несколько предположений, продолжает представлять итоги работы Шавкат Сабиров, президент Интернет Ассоциации Казахстана. Прежде всего какие компании должны входить в исследование в качестве интернет-компаний, какие предположения и допущения можно использовать и т. д. Поэтому самый первый признак – это рассмотрение компаний, для которых онлайн-бизнес является основным. Понятно, что сразу выпали операторы связи, банки, крупные торговые сети и другие. Второй основной критерий – сумма поступивших налогов и обязательных платежей в бюджет. На основе анализа суммы налогов с учетом коэффициента налоговой нагрузки можно приблизительно оценить валовую выручку в минимальном и максимальном значениях. Третий – все компании разделены по видам деятельности. Сложно сравнивать интернет-магазин и платежную систему. Поэтому есть необходимость разделить компании. «Последний – мы выбрали самые популярные компании, на наш взгляд, поэтому наш список не является исчерпывающим. Таким образом, полученная информация реально показывает, какова финансовая емкость рынка, какая доля рынка принадлежит, например, интернет-магазинам и какая – медийной составляющей. Насколько вообще интернет-рынок Казахстана важен для государства», – поясняет Шавкат Сабиров.

С учетом коэффициента налоговой нагрузки (предоставляется самим КГД МФ РК) объем валовой выручки по всему рынку e-com можно оценить в сумму более 129 млрд тенге в 2014 году при курсе 150 тенге. Налогов участники рынка уплатили в 2014 году около 3 млрд тенге, больше 4 млрд тенге – в 2015 году. «С точки зрения общей суммарной стоимости и интернета это нормально», – комментирует собеседник. Маржинальность для каждого направления определить можно только приблизительно, как и в обычном бизнесе, для некоторых направлений она составляет менее 1%.

Вообще, вопрос уплаты налогов компаниями, работающими в виртуальном пространстве, – один из самых актуальных сегодня: правовое поле требует законодательных норм и разрешений в быстро изменяющемся виртуальном мире. «Когда интернет-рынок начал реально приносить деньги в бюджет, каждое государство стало проявлять заинтересованность в этом рынке. Поэтому вопросы, где и как (по месту деятельности или по месту регистрации) интернет-бизнес должен платить налоги, и стали такими актуальными», – говорит эксперт.

Более того, продолжает он, компании e-com, которые на рынке страны работают, но юридически не присутствуют, имеют значительное преимущество перед компаниями, которые торгуют или предоставляют услуги из-за рубежа и не платят налоги в бюджет Казахстана. Поэтому наш казахстанский предприниматель оказывается в заведомо невыгодном положении.

Кто на рынке самый-самый

Авторы обзора (они называют свою работу именно обзором, а не исследованием или рейтингом, поскольку не претендуют на полный охват рынка) определили компании по направлениям деятельности: торговля, объявления, реклама, билеты, питание, платежные организации, купонные сервисы, информация. За счет такого деления можно оценить, какова доля на рынке каждого из секторов, причем проследить это в динамике благодаря автоматизации госструктур.

В 2010 году в Казахстане самыми востребованными в интернете услугами были платежи и объявления: платежные организации доминировали – 63,19%, доля объявлений также была существенной – 31,16%. В то же время доля рекламы составляла лишь 2,34%, информации – 2,28%. Интернет-торговля занимала всего 1%. Билеты и питание вообще не были представлены на рынке.

К 2015 году ситуация кардинально изменилась. Огромнейший скачок сделала интернет-торговля (интернет-магазины в чистом виде) – с 1% до 55,84% за пять лет, и она неуклонно растет. В этом сегменте действуют пять крупнейших игроков (Lamoda.kz, Wildberries.kz, Flip.kz, OTTO-Trade, «Ив Роше»). Интересно, что из них только один изначально казахстанский, остальные пришли на наш рынок из-за рубежа. Успех «иностранцев», по мнению Шавката Сабирова, объясняется тем, что они, как правило, находятся в составе большого международного холдинга, отсюда ряд преимуществ и лучшие инвестиционные возможности. Исконно казахстанским проектам сложнее: инвесторы смотрят с опаской на местный интернет-рынок, банки не кредитуют из-за отсутствия залогов (виртуальность и нематериальность бизнеса), а процентные ставки в банках в принципе слишком высокие.

Лидеры же, наоборот, в 2015 году «просели» по доле: платежные организации – до 21,71%, объявления – до 10,76%, хотя по объему налоговых выплат они растут (платежные организации – более чем в 2,5 раза, до 908,8 млн тенге, объявления – почти в 2,5 раза, 450,6 млн тенге). В сегменте объявлений существенные игроки – казахстанские проекты «Крыша» и «Колеса» (они, к слову, стали объектами купли-продажи и инвестиций). Среди платежных организаций «рвут всех» два игрока – QIWI и «Касса 24».

Купонные сервисы на казахстанском рынке воплощают в жизнь традиционный для таких бизнесов цикл жизни. В первые два-три, может быть, четыре года их существования складывается максимальная маржинальность, в следующие два-три года она потихоньку снижается. Купонные сайты появились в Казахстане в конце 2011 года (тогда их доля составляла 0,72%), поэтому в 2013 году пережили пик (4,77%) и сейчас пошли на убыль (3,4% в 2014 году, 2,27% – в 2015-м), в том числе и за счет роста других направлений. По поступлениям в бюджет можно наблюдать, какими темпами – взрывными (!) – они росли в начале и как «умерили пыл» в последние два года: и в 2012, и в 2013 году платили налогов приблизительно на 40 млн тенге больше, чем за предыдущий год, в 2014 году прирост составил лишь 11,6 млн тенге по отношению к 2013 году, а в 2015 году налогов было уплачено меньше, чем в 2014-м, на 0,4 млн тенге. Если говорить только о лидерах этого сегмента.

ebfcdcd0143c023af229dc551e7.png

Привлекать крупные бренды и компании

«Мы предполагаем, что в 2016 году однозначно будет продвигаться интернет-торговля – может быть, не такими большими темпами, как за последние пять лет, но все же рост будет: народ экономит, поэтому покупает онлайн. Также будет расти сегмент билетов: люди хотят летать и ездить дешевле, если раньше покупали билет за 40-45 тыс. тенге на самолет до Астаны, то сегодня спокойно берут за 15-19 тыс., максимум 20 тыс. тенге – через сайт. Плюс в нынешних экономических условиях нет возможности «бегать», проще сделать заказ на сайте. Безусловно, будет рост оборотов платежных организаций», – прогнозирует Шавкат Сабиров.

По его мнению, сегодня Казахстану необходимо не просто привлекать крупные бренды и компании в Казахстан, но обязательно легализовать бизнес в стране. Это относится и к крупнейшим китайским игрокам e-com: совместные предприятия, зарегистрированные на территории республики, – наилучший формат взаимодействия с ними, вместо того варианта, когда они лишь предоставляют услуги и продают товары удаленно. По данным собеседника, в Россию, например, ежедневно завозится больше 300 тыс. посылок из Китая, естественно, мимо бюджетной кассы. Поэтому очень важно, чтобы «Казпочта» и «Казахтелеком» начинали сотрудничество с легализации китайского бизнеса у нас в стране.

Что еще нужно сделать для развития электронной коммерции, по мнению Шавката Сабирова, так это дать предпринимателям четкий сигнал о том, что теневая торговля невыгодна никому – ни самому продавцу, ни государству. То есть необходимо создать все условия для легализации торговли, в том числе с точки зрения проведения трансграничных платежей. Между странами ЕАЭС сегодня нет таможни, единое экономическое пространство, а финансовые потоки остались, как 20 лет, назад очень сложными, громоздкими и неудобными.

«Ни по одной позиции в электронной коммерции мы не можем сравниться с Западом. Но мы имеем преимущество по сравнению с другими странами: казахстанский пользователь платежеспособный. Он умеет платить, он не стесняется платить и он готов платить. Даже несмотря на девальвации нацвалюты. И это надо использовать для развития электронной коммерции внутри страны», – заключает президент Интернет Ассоциации Казахстана.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.