USD
441.66₸
-2.480
EUR
475.14₸
-1.910
RUB
4.86₸
+0.010
BRENT
82.79$
BTC
63390.90$
-235.200

Как живут креативные форматы ресторанов РК в кризис

Ужин в темноте, арт-бары и другие эксперименты рестораторов РК

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как живут креативные форматы ресторанов РК в кризис- Kapital.kz

Постепенный переход от традиционной бизнес-модели ресторанов и кофеен к экспериментальной уже стал настоящим трендом. Владельцы заведений ищут неосвоенные ниши, продумывают новые форматы и открывают заведения, которые трудно отнести к определенному концепту. Например, лондонская кофейня Sew Over It предлагает своим гостям курсы шитья. Посетители получают швейную машинку и бесплатные мастер-классы. В почасовую оплату – 5 фунтов – входят кофе, чай и капкейки. Владельцы венского Deewan пошли другим путем: гости кофейни платят за блюдо столько, сколько сами считают нужным. На первый взгляд концепт «жеста доброй воли» может показаться убыточным, однако дела у заведения идут вполне сносно. Экспериментировать с форматом пробуют и казахстанские рестораторы. «Капитал.kz» разбирался в тонкостях ресторанного рынка и выяснял, можно ли выпить вина в изостудии и поужинать в «темном ресторане».

0e012dc0fd532d1c43c7ac23fdc.png

Антикафе

Заведения формата «некафе» или «антикафе» одними из первых стали осваивать нишу со схемой оплаты «минута – 10 тенге». Изначально заведение с альтернативной системой оплаты было придумано в Москве писателем Иваном Митиным. Концепт основывался на плате за время, которое гость провел в кафе, а не за съеденное и выпитое из меню. Сегодня экспериментировать с моделью оплаты пробуют и местные заведения. Концепция антикафе хорошо прижилась на казахстанском рынке. Это видно по ежегодно увеличивающемуся количеству таких заведений с альтернативными названиями, но схожей системой работы. Бизнес-модель платы за время выглядит гораздо привлекательнее традиционных. Во-первых, финансовые затраты на его открытие ниже аналогичной стоимости традиционных форматов. Во-вторых, срок окупаемости, если сравнивать опять же с «традиционниками», выглядит многообещающе: от нескольких месяцев до полугода для такого заведения.

7f8ebbcd4b35211a5fa73796c2d.png

Студия-кухня

Если в антикафе по большей части все, что можно съесть и выпить – это кофе, чай, печенье и легкие закуски, то кухни-студии предлагают гостям приготовить блюдо собственноручно. «Кулинария – один из трендов современности», – признаются эксперты рынка и быстро осваивают новый для Казахстана формат. Готовка становится настоящим трендом, а собираться вокруг стола стало модно. Между тем формат кухни-студии интересен больше как тема, а не как физиологическая потребность. Пока в Казахстане существует одно заведение такого формата – Compote. Цена за классический мастер-класс длительностью до трех часов составляет около 12-14 тыс. тенге. Цель – сделать так, чтобы гость полностью освоил процесс приготовления определенного блюда.

Зау-Замира Абишева, совладелец кулинарной студии Compote, считает, что для успешного проекта нового формата необходимы своевременность и интуиция момента, но важнее то, не как и когда запустили проект, а как его реализовывают.

«Никаких проблем с популяризацией формата у нас не было. Идея была тщательно продумана и базировалась на одной из самых заметных тенденций в мире – популярности готовки еды, кулинарии, поварского мастерства. Если вы открываете пивную, там все понятно. У вас всегда будет базовый спрос, если пиво свежее. Если вы хотите создать что-то новое, нужно не только затрачивать усилия на то, чтобы объяснить что-то людям, но и делать это так красиво и качественно, чтобы людям хотелось попробовать ваш продукт или услугу, стать частью этого», – говорит спикер.

Положительным моментом в открытии кухни-студии может стать отсутствие постоянного штата официантов и склад продуктов, так как такие форматы работают по расписанию. Составили расписание мастер-классов – закупили продукты. Конечно, есть и операционные расходы – аренда, коммунальные платежи и зарплата персонала, но зачастую такой формат быстрее выходит на самоокупаемость.

По словам Зау-Замиры Абишевой, самым очевидным риском при открытии нестандартных заведений является то, что его не примут.

«Если ты уже запускаешь заведение нового формата, то предполагается, что ты этот риск учел и готов на него пойти. Основная сложность состоит в том, что вынянчить новый формат и поставить такой бизнес на ноги требует каждодневного, ежечасного контроля, который нужен любому новому проекту, и постоянной разъяснительной и просветительской, если хотите, работы. А для этого необходимо быть настоящим энтузиастом своего проекта. У нас чаще всего происходит так: с помпой открыли, три месяца «покачали» в соцсетях, а потом все по накатанной», – говорит она.

3ec83abb960d11429f4cc74c029.png

Ставка на творчество

Тематические концептуальные заведения также набирают популярность. Формат заведений, где гостям предлагают пищу не только традиционную, но и интеллектуальную, оказался весьма востребованным. Литературные, театральные, кинокафе и арт-бары устраивают тематические вечеринки и постепенно уходят от стандартных форматов. Культпрограмма в виде музыки, танцев и еды уже не может удовлетворить запросы клиентов, поэтому им на смену приходят интеллектуальные заведения, которые совмещают функции бара, изостудии, клуба или библиотеки.

Орман Тузельбаев, владелец арт-бара Artique, так рассказывает о своем заведении: «Действительно, это новый формат бара и скорее слово «бар» присутствует формально. Мы работаем в креативном формате изостудии, где можно прийти, нарисовать картину и выпить вина или безалкогольные напитки – чай и кофе».

Спикер считает, что Алматы остается единственным городом, где имеет смысл открывать новые и креативные форматы заведений, потому как всегда на рынке можно найти свою аудиторию и свой сегмент клиентов.

«Сейчас такое веяние, что из подручных и натуральных материалов делаются невероятные дизайнерские решения, которые удешевляют капитальные вложения в ремонт, но может быть удорожание услуги дизайна. Но это все второстепенные вопросы. Рентабельность зависит от многих факторов. Для меня, как обывателя, главные критерии успешности заведения это локация, дизайн интерьера, качество еды и сервис», – говорит Орман Тузельбаев.


41acc0e41e7cfdc0bc84266fdb0.png

Эспрессо-бары

Некогда наша исключительно чайная страна постепенно примеряет к себе и кофейные традиции. Если раньше игроки рынка утверждали, что пробиться на отечественном рынке, продвигая кофе, трудно или даже невозможно, то сегодня можно отметить растущее число эспрессо-баров. В приоритете здесь кофе. Помимо эспрессо и американо, в таких заведениях готовят кофе в кемексе, харио и аэропрессе, а также устраивают дегустации кофе из разных стран.

Найля Калтаева, управляющий партнер компании ProRest (рестораны Dedas Puri, Vino Da Puri, эспрессо-бар «Сова»), так рассказывает о появлении формата эспрессо-бара на казахстанском рынке: «Быть первым, выводить на рынок незнакомый концепт – это сложная задача. Вопрос в готовности гостя. Радует то, что сейчас гость готов узнавать новое, экспериментировать и изучать новые вкусы. Поэтому мы даем возможность людям попробовать и сравнить разные сорта кофе, методы заваривания и разную обжарку. Для этого мы проводим в «Cове» каппинги – дегустации кофе, участие в которых бесплатно».

Спикер добавляет, что финансовая составляющая в проект зависит от концепта. Кроме того, ресторанный рынок очень многообразен и делится на множество категорий, у каждой из которых разная рентабельность.

«Например, в кофейном бизнесе есть несколько видов: кофе на вынос, кофе с машины, кофейня с посадочными местами – у всех будет разная рентабельность и вложения. В данной ситуации на рынке рентабельность вообще поменялась», – говорит Найля Калтаева.

62c335c98b3829e46ac10f73f39.png

Ужин в темноте

Если временно «отключить» доминирующий орган чувств – зрение, то мы попадаем в среду, которая заставляет нас пересмотреть наши предубеждения. Это касается и еды в частности. Рестораны, предлагающие гостям ужин в полной темноте, получили хороший старт на Западе. Конечно, там это больше походило на социальный проект, где слабовидящие или абсолютно незрячие официанты предлагали посетителям пройти за ними в зал и сделать заказ. Ужин в таком заведении позволяет полностью пересмотреть понятия вкуса и запаха. Позже концепт разросся и стал популярным. В Казахстане тоже есть заведения, которые предлагают отужинать в темноте, однако из-за их малочисленности остаются не столь популярными.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.