USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
88.94$
-0.590
BTC
64113.30$
-492.600

Как «подружить» нефть и экономику

Эксперты назвали аргументы против НПЗ в Мангистау

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как «подружить» нефть и экономику- Kapital.kz

Министерство энергетики РК рассматривает 6-7 предложений, где строить четвертый нефтеперерабатывающий завод. По словам Узакбая Карабалина, первого вице-министра энергетики, поступили предложения из разных регионов и от разных компаний, и сейчас они находятся на обсуждении рабочей группы ведомства. После того как будут сделаны необходимые расчеты, лучшее предложение представят на рассмотрение правительству. Вместе с тем недавно Алик Айдарбаев, аким Мангистауской области, говорил о возможности расположения четвертого НПЗ именно здесь. Идея не нова, она периодически выдвигается в последние годы, а появилась еще в начале 1990-х и тогда даже были проведены определенные подготовительные работы. Деловой еженедельник «Капитал.kz» попросил экспертов оценить кандидатуру Мангистауского региона как потенциальной площадки для нового завода.

Ориентир – экспорт?

Один из главных аргументов акима Мангистауской области – продукцию этого завода можно будет отправлять на экспорт, портовые и железнодорожные возможности этому способствуют. Насколько целесообразно строить завод под такие цели именно в этом регионе?

Как говорит Акбар Тукаев, советник генерального директора инжиниринговой компании «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС», Каспий можно было бы задействовать в транспортировке, но вопрос в том, что там присутствуют Иран и Азербайджан, по сравнению с которыми возможности Казмортрансфлота «достаточно малы». С точки зрения обеспечения продукцией у Ирана и Азербайджана хватает своей нефти и своих нефтепродуктов, и они в полной мере покрывают потребности прикаспийских стран. Отправлять в Европу и дальше – транспортные издержки сделают продукцию более дорогой. Плюс к этому для строительства нового предприятия потребуются инвестиции в размере $5-6 млрд, которые в первые лет 5 нужно будет отбивать, соответственно, нефтепродукты с этого завода будут не самые дешевые. «То есть в первые несколько лет им будет достаточно сложно соперничать с зарубежными аналогами, – поясняет эксперт, – а чтобы успешно конкурировать на рынке нефтепродуктов в настоящее время, нужно иметь, во-первых, очень хорошее качество, и, во-вторых, низкую себестоимость».

Поэтому отвечать на вопрос, стоит или нет строить завод, ориентированный на экспорт, по мнению Акбара Тукаева, нужно с позиции того, есть ли гарантия, что эти нефтепродукты потом будут востребованы. Очень важный момент: сейчас в мире простаивает огромное количество мощностей, 700 НПЗ по всему миру рассчитаны на 95-96 млн баррелей, но производят они порядка 92 млн баррелей в сутки. «В последнее время новые заводы строят на объемы переработки 8-10 млн тонн. В Казахстане, по сути, не хватает перерабатывающих мощностей приблизительно на 2-3 млн тонн в год. При этом с трех сторон от нас конкуренты – гиганты нефти и нефтепереработки, Иран, Россия и Китай, для которых наши объемы – это капля в море», – рассказывает аналитик. Нужно еще учесть, что после модернизации трех существующих НПЗ – Атырауского, Павлодарского и Шымкентского – Казахстан будет обеспечен отечественным бензином и дизельным топливом. Об этом же недавно говорил министр энергетики Владимир Школьник. Объемы переработки нефти, сказал он, после завершения работ на НПЗ увеличатся на 29,4% – с 14,5 млн тонн до 18 млн тонн в год, глубина переработки возрастет до 83%-90%, выработка бензина марки АИ-92 повысится с 12% до 21%, АИ-95 и АИ-80 – с 0,7% до 10%.

«Нарастание объемов внутреннего рынка, возможно, произойдет после 2020 года, будет после этого лет 5-6, чтобы провести соответствующие проектные процедуры и приступать к строительству. То есть сверхоперативной необходимости в строительстве четвертого НПЗ сейчас нет», – добавляет аналитик.

Нужно быть в тренде

Одна из современных нефтяных тенденций – не просто строить традиционный НПЗ, а делать его частью нефтегазохимического комплекса. К этому толкает очень сильная конкуренция в нефтепереработке. «Сейчас выживают в основном нефтеперерабатывающие заводы, которые находятся в интегрированной системе какой-нибудь крупной транснациональной корпорации или крупной национальной компании, вроде Shell или Saudi Aramco. Хорошая интегрированная система таких гигантов включает в себя геологию, научно-технические работы по нефтеразведке, добывающие, транспортные, перерабатывающие мощности, нефтехимический комплекс, вплоть до возобновляемых источников энергии», – рассказывает Акбар Тукаев. По его мнению, в Казахстане в какой-то степени таким условиям отвечает «КазМунайГаз», но сейчас у этой компании «других задач хватает» – не до еще одного НПЗ.

Вместе с тем, по мнению эксперта, если и выбирать оптимальное место дислокации нового завода, то нужно обратить внимание на южные регионы – самые нефтепотребляющие. Транспортировать сюда продукцию из Мангистау – не самый близкий путь.

Heavy нефть

Если исходить из той точки зрения, что главное условие существования нефтеперерабатывающего завода – бесперебойное обеспечение его сырьем длительное время, то более подходящего места для четвертого НПЗ, чем вблизи Кашагана, в Казахстане не найти. Такого мнения придерживается Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК. «Мангистауские месторождения – Узень, Жетыбай, на Бузачи – самые крупные Каламкас, Каражанбас. Нефть с них тяжелая, не имеет достаточного удельного веса легких фракций, необходимых для производства бензинов и дизельного топлива. Причем узеньская и жетыбайская – это высокопарафинистые нефти, надо будет на месте удалять парафин. Каламкасская и каражанбасская наряду с побочными веществами содержат значительное количество металлов – ванадия, никеля. За счет этого осложняется схема переработки, увеличиваются затраты на переработку. И это при небольшом выходе светлых нефтепродуктов – дизельного топлива, авиационного и автомобильного бензинов», – поясняет эксперт. Если мангистауские нефти имеют выход светлых нефтепродуктов приблизительно 20-25%, то кашаганское сырье – 73-75%.

При этом нужно еще думать о бесперебойных поставках нефти в течение длительного времени. По оценке Олега Егорова, на Мангышлаке добычи не столь значительные. Причем если Узеньское месторождение на 100% казахстанское, то, например, на Каламкасе, Каражанбасе присутствуют российские, китайские компании. В Кашагане же доля казахстанской компании составляет 16,88%. «Выйдет Кашаган на приличную мощность – значит, мы обеспечим сырьем завод, который может быть расположен вблизи. На станции Карабатан, например, где строится нефтехимический комплекс. Это же смежные производства. И если там выбрана площадка для нефтехимического комплекса, почему бы одновременно не поставить нефтеперерабатывающий завод?» – делится своим видением Олег Егоров. Предприятие, расположенное именно там, могло бы с легкостью обеспечить весь прикаспийский регион.

Если же новый завод и будет построен в Мангистауской области, то, по мнению эксперта, нужно ориентировать его на выделение масляных фракций, парафина, это будет приносить прибыль государству. «Когда мы говорим про нефть, все думают только о бензине, дизтопливе – и все. Однако из нефти можно извлечь более 100 различных видов нефтехимических веществ, которые мы сегодня завозим в страну. Но это пока никого не интересует», – говорит эксперт. Точно так же можно было бы выделять ванадий и никель. В Канаде уже давно выделяют ванадий из песка по схожей технологии. «В течение нескольких лет мы эксплуатируем эти месторождения, но все никак не можем приступить к такому производству. И вот эти ванадиевые и никелевые «залежи», которые находятся в нефтяной структуре, так и вылетают или в трубу, или на экспорт вместе с нефтью», – заключает аналитик.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.