ЕЭК зовет в «окно»

Бизнес 30.09.2013 16:04

У ТС «не будет счастья» в международной торговле без создания системы «единого окна»

Международная научно-практическая конференция таможенных органов Казахстана, России и Беларуси, прошедшая в Минске 19-20 сентября, обошлась без громких новостей и потрясений. Скучные приветствия и монотонные доклады о титанических усилиях таможни оживило, пожалуй, только выступление члена коллегии (министра) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимира Гошина. Союзную трибуну он использовал для яркой «проповеди» о пользе и неотвратимости внедрения принципа «одного окна» во внешнеэкономической деятельности стран «тройки».

«Грехи» существующей торговой системы г-н Гошин продемонстрировал на примере рейтинга Всемирного банка Doing business, согласно которому в категории «международная торговля» Беларусь, Россия и Казахстан занимают соответственно 151-е, 162-е и 182-е места.

«Если мы посмотрим на рейтинг Doing business Всемирного банка (честно скажу, я считаю его абсолютно объективным), то, к сожалению, в категории «международная торговля» наши страны занимают далеко не те места, какие хотелось бы, – дал свою оценку министр ЕЭК. – Надеюсь, по итогам 2013 года картина будет веселее».

Бизнес как средство связи между госорганами

Выбраться из этой рейтинговой бездны можно, только выстроив такую систему регулирования внешнеэкономической деятельности, которая позволит сократить временные и стоимостные издержки всех процедур по экспорту, импорту и транзиту товара. Причем, по мнению министра, «шлифования лишь таможенного администрирования» будет недостаточно, так как, кроме таможни, участникам (внешнеэкономической деятельности) ВЭД приходится иметь дело с большим количеством других госорганов.

При этом участники ВЭД одни и те же сведения представляют в различные госорганы. «К сожалению, пока приходится признать, что имеет место дублирование необходимых документов и процедур, дублирование функций различных ведомств в государстве, – раскритиковал г-н Гошин существующую систему. – По сути, участники ВЭД обеспечивают межведомственное взаимодействие между госорганами, пытаясь ускорить процесс получения необходимых документов».

Ну а когда имеется физический контакт участника ВЭД и контролирующего органа, заметил он, то это приводит «к нехорошим последствиям, которые называются коррупцией».

В связи с этим, по словам министра ЕЭК, нужно срочно перенаправить усилия государств – участников Таможенного союза в данное направление. «Нам представляется, что одним из существенных факторов, который тормозит процесс совершенствования ВЭД, является отсутствие законодательной базы на межгосударственном уровне, необходимой для признания юридически значимыми сведений и документов, полученных в результате информационного обмена между различными госорганами стран – участниц ТС, то есть не только внутри страны, но и при общении между странами», – заявил представитель комиссии.

Один лишь раз…

Справиться с этими проблемами, по мнению Владимира Гошина, может только механизм «одного окна» во внешнеэкономической деятельности. Система предполагает однократное представления сведений участниками ВЭД в стандартизированном виде через единый пропускной канал, в результате чего информацией могут пользоваться все заинтересованные госорганы.

«В тех странах, которые продвинулись в использовании одного окна (как минимум Сингапур, Швеция, Голландия), количество документов, необходимых при экспорте и импорте товара (всех документов, а не только таможенных), колеблется от трех до пяти, – рассказал г-н Гошин. – У нас их пока значительно больше – не буду говорить сколько, чтобы не пугать журналистов».

По словам министра, каждое государство ТС может выбрать любую прогрессивную модель «единого окна», так как все модели строятся на одних базовых принципах, которые позволяют сторонам участвовать в торговых и транспортных операциях, представляя с использованием пропускного канала стандартизированную информацию об экспорте, импорте или транзите.

Практическая же реализация выбранной модели в каждой стране ТС ведется в виде собственных программ и национальных сегментов. Таможенные администрации должны сыграть здесь ключевую роль: стать теми органами, которые будут нести ответственность за все операции, связанные с пересечением границы и осуществлением иных функций, делегированных от других госорганов (транспортный, фитосанитарный, ветеринарный контроль и др.).

В этом месте министр сделал еще одно лирическое отступление и похвалил Казахстан. Оказывается, отечественная таможня больше всех в «тройке» преуспела в построении интегрированной системы.

«Я побывал в Казахстане недавно, – поделился впечатлениями от поездки министр ЕЭК, большую часть жизни проживший в Беларуси, но родившийся в Актюбинской области. – Казахстан дальше всех – я по-хорошему им завидую – продвинулся в этом направлении. Там при координирующей роли правительства были выделены деньги, была намечена стратегия, в результате Казахстан достаточно далеко ушел в процессе построения «одного окна». С сожалением констатирую, что и Беларуси, и России придется сделать еще очень многое как в правовом, так и в информационном плане, чтобы создать эту систему».

От Лиссабона до Камчатки

В то же время создание механизма «одного окна», подчеркнул г-н Гошин, невозможно только за счет национальных таможенных органов – должна быть наднациональная стратегия. При построении интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС ЕЭК предлагает странам «тройки» решить несколько базовых задач: обеспечить законодательную основу для обмена электронными разрешительными документами; унифицировать форматы входной и выходной информации; обеспечить взаимодействие национальных «единых окон».

В результате правительство сократит время и расходы на оказание государственных услуг, повысит их качество, заверил г-н Гошин. Бизнесу министр посулил снижение финансовых издержек и возможность направить высвободившиеся ресурсы на повышение качества продуктов и производительности труда.

Ну а чтобы обрисованные райские перспективы не казались иллюзорными, докладчик напоследок подарил еще более сказочную идею – создание единого с Евросоюзом транспортного коридора. Просьба «подумать над этим» была адресована присутствовавшим в зале представителям таможенных служб Польши, Латвии и Литвы.

Проект подразумевает использование единой таможенной документации при перемещении товаров от западных берегов ЕС до восточных границ Таможенного союза.

Законодательно, по мнению г-на Гошина, оформить это будет не очень трудно. Россия и Беларусь имеют статус наблюдателей при Европейской конвенции о транзите. Если от депозитария конвенции в адрес стран ТС поступит предложение присоединиться к Европейской конвенции о транзите, то в ЕЭК готовы «в очень короткие сроки это сделать».

«Зато на выходе у нас будет единое транзитное пространство, от Лиссабона до Владивостока или Петропавловска-Камчатского – как хотите», – дал волю фантазии Владимир Гошин. 

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Загрузка...
Перейти на полную версию сайта